Умирающая измывалась над семьёй, желающей получить наследство

Умирающая измывалась над семьёй, желающей получить наследство

Культура

СРАЗУ скажем: без знания голландского этот фильм Алекса ван Вармердама («Официант») смотреть не рекомендуется. Потому как прокатная компания «Русский репортаж» очень хитрым образом распорядилась с титрами: все они светлые и размещены на белом же фоне. Это ноу-хау, видимо, должно еще больше оттенить абсурдность происходящего на экране.…В большом загородном доме разыгрывается то ли драма, то ли комедия, но черная – с трупами, физиологическими отправлениями и нереализованными эротическими фантазиями. Вроде бы смертельно больная Эмма Бланк (Марлиз Хойер) доживает свои последние дни в большом загородном доме… Вроде бы прислуга сбивается с ног, исполняя все ее вздорные желания… Оказывается, все не так однозначно. Эти роли распределены между близкими героине людьми.Бывший муж теперь мажордом Ханевельд (Жен Бервуц), его супруга – кухарка Белла (Аннет Мальхербе) с взрослым сыном (Гийс Набер), который вожделеет горничную Гонни (Ева ван де Вийдевен), которая оказывается родной дочерью Эммы… Уф… И все они надеются на свой кусок обещанного наследства – билет в сладкую жизнь. Ради этого терпят унижения и измывательства госпожи. Но, увы, их надеждам сбыться не суждено – вне всякой логики Эмма объявляет, что денег у нее нет. И когда грохается в очередной обморок, тогда-то наружу выходят истинные чувства героев: забыв христианские добродетели, они сладострастно отдаются мести.Комедия абсурда оборачивается абсурдным триллером, в котором главным героем оказывается сам режиссер – в прямом смысле.Он играет убогого дебила Тео, брата Эммы, который по ее приказу изображает собаку, строго следуя частушке «хорошо быть кошкою, хорошо собакою…» Без единого слова он доводит условия игры до полного тупика, из которого выход для него – только в могилу, к своей сестре. Даром что в этом мире убитых хоронят по-мусульмански – аскетично, без гробов, прямо во дворе дома. И никому нет дела до пропавших людей в этом комфортном вакууме… Скромное обаяние буржуазии при этом Вармердамом совсем не обличается с жестких социальных позиций. Скорее он ехидно посмеивается над своими дикими героями. Его интересует не разоблачение порока и разложения буржуазной семьи, как, скажем, в пьесах Олби, а ценность ролевых игр. Для него самое интересное – плюсы и минусы внутри одной личности, духовные метаморфозы, предугадать которые практически невозможно. Ему любопытно, как легко, в одночасье жертвы превращаются в преступников (кстати, тут и лужайка, подстриженная в форме свастики!), упиваясь новой ролью. Об этой загадке людей-перевертышей, а вовсе не о том, как важно подать умирающему вовремя стакан воды, и говорит эта странная история о природе тирании и цене порядка.

Google newsYandex newsYandex dzen