Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

135 лет назад Атлантика подарила нам тайну «Марии Селесты»

Общество

Как все начиналось У этой загадки нет «дня рождения». Может быть, это 4 декабря, когда капитан американского парусника «Деи Грация» Морхауз увидел в море бриг «Мария Селеста». Или 13 декабря, когда Морхауз появился в кабинете начальника порта Гибралтара и объявил, что встретил в Атлантике корабль без экипажа и привел брошенное судно в гавань. Или 24 декабря, когда было начато следствие. Кто-то наверняка скажет: в том ли суть, с какого из декабрьских дней 1872 года следует вести отсчет? На это ответим: есть люди, истинные фанаты-селесисты, которые полагают, что в этом деле нет мелочей, и не только день – каждую минуту надо учесть в надежде, что какая-нибудь деталь прольет свет на события далекого прошлого. А было так… 4 декабря 1872 года с барка «Деи Грация», идущего к Гибралтару, заметили парус на горизонте. Когда корабли сблизились, оказалось, что сходящимся с барком курсом идет бриг «Мария Селеста». Это была удивительная встреча. Барк и бриг стояли почти борт о борт в порту Нью-Йорка, вот только «Мария Селеста» вышла в море 7 ноября, а «Деи Грация» - 15го. То, что корабли встретились, означало, что скорость барка оказалась выше скорости брига. Это ставило точку в споре добрых знакомых капитана Морхауза с «Деи Грация» и капитана Бриггса с «Марии Селесты», чей корабль быстроходнее. Но что-то с бригом было не так. «Мария Селеста» не ответила на сигнал, поднятый на мачте барка. Бриг шел зигзагами, словно у штурвала стоял пьяный. При ровном несильном ветре из всех парусов у корабля были поставлены только штормовые. Когда суда сошлись еще ближе, находившиеся на борту «Деи Грация» увидели, что палуба «Марии Селесты» пуста. Капитан Морхауз распорядился спустить шлюпку, места в ней заняли его помощник Оливье Дево и два матроса. Шлюпка без труда догнала бриг. По свисающим через борт тросам моряки вскарабкались на палубу. Бриг давал крен на правый борт (впоследствии выяснилось, что в трюме было на три с половиной фута воды). В остальном парусник был в хорошем состоянии, если не считать того, что крышка люка, ведущего в трюм, была сорвана и перевернутой валялась на палубе. Еще был разбит компас и отсутствовали спасательные шлюпки. Из капитанской рубки исчезли секстан и другие приборы; из документов имелся лишь вахтенный журнал, последняя запись в котором была сделана 24 ноября, а судя по указанным там же широте и долготе, «Мария Селеста» за это время прошла около 500 миль. В кубрике вещевые мешки матросов были в полном порядке, на веревке сушилось белье. В каюте капитана наряду с другими вещами находилась маленькая фисгармония и чемодан с детской одеждой и игрушками. А под койкой лежала сабля в бурых пятнах… И нигде ни следа человка! Когда моряки с «Деи Грация» уже собирались спуститься в шлюпку, они услышали мяуканье. В кладовой на шкафу сидела черная кошка с зелеными глазами. Вернувшись на свой корабль, помощник доложил Морхаузу об увиденном. Тот, будучи человеком трезвомыслящим, приказал трем матросам переправиться на бриг и вести «Марию Селесту» за «Деи Грация». В Гибралтар. Туда маленький караван и прибыл 12 декабря. Следствие показало… Расследование, которое возглавил генеральный прокурор Гибралтара Соли Флуд, продолжалось три месяца. Вот что удалось выяснить. -Бриг «Мария Селеста» длиной 103 фута и водоизмещением 282 тонны действительно вышел из Нью-Йорка. На борту его находились 11 человек: восемь членов экипажа, капитан Бенджамин Бриггс, его жена и маленькая дочка. Груз составляли бочки с ворванью и спиртом. -На форштевне «Марии Селесты», ниже ватерлинии, обнаружилась вмятина – явно от столкновения с чем-то твердым. -Изначально шлюпок на бриге было не две, а одна. -Бурые пятна на сабле – это пятна ржавчины, а не крови. -Фисгармония принадлежала миссис Бриггс, а игрушки – ее дочери. …Следственные органы направили запросы в портовые города по обе стороны Атлантики с просьбой к местным властям задержать людей с «Марии Селесты», буде те появятся на подведомственных им территориях. Для проведения дознания и в случае обнаружения свидетельств преступления – ареста. На этом следствие по делу об исчезновения экипажа и пассажиров «Марии Селесты» было приостановлено. Капитану Морхаузу выплатили 1700 фунтов премиальных, а сам бриг был передан его владельцу Джеймсу Х. Уинчестеру, прибывшему в Гибралтар за своей собственностью. Плюс кошка… К словусказать, в последующие 13 лет «Мария Селеста» 17 раз переходила из рук в руки, пока не затонула на рифах острова Гаити. Удачный сюжетный ход Как любая тайна, загадка «Марии Селесты» не прошла мимо авторов приключенческих, мистических и фантастических произведений. Например, тогда еще никому не известный Артур Конан Дойл опубликовал в январском номере «Корнхилл Мэгэзин» за 1884 год рассказ «Сообщение Дж. Хебекука Джефсона». Рассказ этот мало опирался на факты, и, возможно, именно поэтому решение загадки оказалось таким эффектным. Однако «звездный час» старой тайны пробил в 1913 году, когда редактор лондонского журнала «Стрэнд Мэгэзин» предложил самым известным писателям Британии, и среди них Герберту Уэллсу, дать в беллетристической форме свои варианты разгадки. Публикация новелл имела шумный успех. Редактор «Стрэнд Мэгэзин» мог гордиться собой и ростом тиража своего журнала. Но были и другие последствия… То, что додумывали писатели ради красного словца и оживления сюжета, в первой послевоенной публикации («Меркур де Франс», 1921 год) обрело власть факта. После этого по страницам газет стали кочевать бесчисленные статьи с «колоритными подробностями»: дескать, паруса «Марии Селесты» были в крови, палуба была изрублена то ли мачете, то ли топором, на камбузе брига булькала похлебка, на столе исходили паром кружки с кофе, на швейной машинке стояла открытая бутылочка с маслом и т. д., и т. п. Соответственно, множились и версии. Версии про запас 1. Капитан Морхауз и капитан Бриггс вступили в преступный сговор, целью которого было сначала получить, а потом поделить премию, полагающуюся за спасение брошенного судна. Таким образом и капитан «Марии Селесты», и вся команда корабля никуда не пропадали, все так и было задумано. 2. Капитан Морхауз был отъявленным негодяем! Как и его матросы. «Мария Селеста» была захвачена самым что ни на есть пиратским образом, экипаж ее уничтожен, а все остальное – лишь тень на плетне, опять-таки с целью получения премиальных. 3. Капитан Морхауз был настоящим подонком! Захват «Марии Селесты» планировался им задолго до встречи кораблей в океане. Еще в Америке ему удалось пристроить своих людей в команду Бриггса, эти «засланцы» и устроили резню. Цель преступления – та же, что в версии № 2. 4. Команда «Марии Селесты» учинила набег на бочки со спиртным. Этой версии придерживался тогдашний министр финансов США, изложивший ее в открытом письме в «Нью-Йорк таймс» 23 марта 1873 года: «Обстоятельства дела вызывают опасения, что капитан судна, его жена и ребенок были убиты озверевшими от выпивки матросами, которые потом, испугавшись грядущей кары, сели в шлюпку и, очевидно, погибли в океане». 5. Пары спирта сорвали крышку люка, из трюма повалили серые клубы, которые ошибочно были приняты за дым, и капитан «Марии Селесты» в ожидании взрыва приказал спустить шлюпку. Но трос, удерживающий шлюпку, порвался… В результате корабль уцелел, а шлюпка – нет. 6. Кто-то из членов экипажа был одержим манией убийства. В рассказе Конан Дойла таким безумцем оказался метис, мстящий белой расе за все унижения расы черной. Расправившись с «белым» экипажем «Марии Селесты», он на шлюпке отправился к берегам Африки, бросив корабль на произвол судьбы. 7. В самом сердце Атлантики сошел с ума кок «Марии Селесты» (реверанс версии № 7). Отравив всех и выбросив тела за борт, он покончил с собой, отправившись туда же. Только кошку пожалел. 8. Испортившаяся без злонамеренного вмешательства кого-либо пища (книксен версии № 8) вызвала у экипажа галлюцинации, и люди стали бросаться в море, чтобы избавиться от кошмарных видений. 9–15. Судно попало в шторм (на корабль обрушилась огромная волна; на «Марию Селесту» напал гигантский спрут или кашалот; бриг зацепил своим «крылом» водяной смерч; судно тряхнуло подводным землетрясением), в трюм стала поступать вода, и капитан Бриггс распорядился всем сесть в шлюпку. Далее – по версии № 5. Версии можно множить, и множить, и множить… Однако каждая из них – и приведенные, и пропущенные, да и те, что еще появятся, страдают и будут страдать расхождением с логикой, фактами и вообще – правдой жизни. Которая, как наставлял классик, всякой выдумки странней. И, как правило, проще. Но если бы все было просто и понятно, не было бы легенды, не родился бы миф, и все бы уже давно забыли о «Марии Селесте». ПРЕЦЕДЕНТЫ Если кто-то полагает, что случай с «Марией Селестой» единичен и уникален, тот глубоко заблуждается… -Ранним утром 1850 года барк, на борту которого красовалась надпись «Морская птица», появился у побережья штата Род-Айленд близ города Ньюпорт. Корабль шел под всеми парусами и явно не собирался менять галс, хотя перед ним была цепочка рифов. Предупреждая об опасности, береговая охрана дала несколько холостых выстрелов из пушки. Но курс «Морской птицы» оставался неизменен. Когда до рифов оставалось несколько метров, огромная волна подняла парусник и перенесла его через скалы. Паруса заполоскали, и корабль ткнулся носом в песчаный берег. Взобравшись на борт судна, представители береговой охраны не обнаружили на корабле ни одной живой души. Только маленький пес приветствовал их веселым лаем… Между тем на плите стоял теплый чайник, а в кубрике еще витал табачный дым. Из судового журнала явствовало, что барк направлялся из Гондураса в Ньюпорт с грузом кофе. Командовал кораблем капитан Джон Дарем. Его вещи, равно как и судовые документы, были на своих местах… Прошло две недели. Парусник разгрузили, попытались стащить на воду, но тут разразился страшный шторм. Когда океан утих, на песчаном берегу не осталось и следа от «Морской птицы». Корабль исчез так же, как до того – его экипаж. -28 февраля 1855 года впередсмотрящий брига «Маратон» крикнул: «Парус!» На встречном корабле были подняты всего два паруса, оттого и скорость у него была невелика. Когда корабли оказались на расстоянии нескольких кабельтовых, капитан «Маратона» разглядел его название – «Джеймс Честер», а вооружившись подзорной трубой, увидел, что палуба корабля пуста. Капитан лично отправился на «Честер» и констатировал (позже это нашло отражение в его официальном отчете), что парусное вооружение в хорошем состоянии, спасательная шлюпка на месте, в трюме и на камбузе достаточно продовольствия и воды, в капитанской каюте отсутствуют компас и судовой журнал. И – главное! – отсутствует экипаж. Куда делись люди, при каких обстоятельствах, так и осталось загадкой. …Это лишь два примера, каждый из которых может соперничать со случаем с «Марией Селестой». Сюда бы талантливое перо! И достойную «раскрутку».

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.