Как устроен мир опта - механизм оптовой торговли столицы
Как устроен мир опта - механизм оптовой торговли столицы? Ведь это закрытый мир, о котором обыватели имеют весьма смутное представление. И кто именно занимается оптовыми поставками продовольствия в город? Мы попросили рассказать об этом читателям «Вечерки» первого заместителя руководителя Департамента продовольственных ресурсов города Москвы Виктора Ивановича ОЛЬХОВОГО. – Оптовый продовольственный рынок Москвы – это мощнейший торгово – производственный комплекс, которому по объемам нет равных в Европе. Доля оптового товарооборота столицы составляет не менее 40 процентов от общероссийского опта. Этот комплекс состоит, во-первых, из предприятий, занятых производством, переработкой и поставкой продовольствия в розничные сети города. К ним относятся мясокомбинаты, молокозаводы и заводы по изготовлению сыров, мельничные комбинаты, кондитерские и другие предприятия пищевой промышленности. Вторая группа организаций специализируется на транспортировке готовых продуктов питания либо сельскохозяйственной продукции, ее хранении и поставке в розничную сеть. Это хладокомбинаты, общетоварные базы – такие, как «Моссахар», «Моссоль», «Реалбаза-Очаково», «Бакалейные товары и минеральная воды» и прочие. Третья группа оптовых компаний занята заготовкой, хранением и поставкой потребителям плодоовощной продукции. Все эти предприятия полностью удовлетворяют потребности города в продуктах питания. Они обладают базой для единовременного хранения 1, 5 миллионов тонн продовольствия! В последние два – три года оптовый рынок Москвы увеличивается на 4-5 процента ежегодно. Таким образом, мы не только обеспечиваем москвичей и гостей столицы необходимыми продуктами питания, но и делаем немалые запасы. Город имеет постоянный переходящий запас продуктов. Каждый день столица располагает продуктовым запасом в 750 тысяч тонн. Это, например, 85 тысяч тонн мяса, 120 тысяч тонн сахара, 6 тысяч тонн животного масла, около 300 тысяч тонн зерна и т.д. Все предприятия, работающие на оптово-продовольственном рынке города, - частные компании. С фирмами, работающими с Департаментом в течение длительного времени, мы заключаем Генеральные соглашения. А это дает им право получать льготные кредиты для организации поставок продовольствия в Москву. С этими предприятиями мы разрабатываем ежегодные или трехлетние планы поставки продовольствия в город. Оговариваем, что они обязаны иметь определенный запас продуктов. Все это влияет на рынок, и поэтому в Москве темпы роста цен на продовольствие- самые низкие в России. Московский рынок является чрезвычайно привлекательным для оптовиков, поскольку у него огромная пропускная способность. На таком рынке нет смысла излишне задирать цены, поскольку скорость оборачиваемости продуктов в городе выше, чем в других российских регионах. Однако должен заметить, потребитель нередко сталкивается с ситуацией, когда розничные цены значительно превышают цены оптовые. Почему? В России до сих пор нет никакого законодательного акта, который бы регулировал розничную торговлю, регулировал бы деятельность розничных сетей. Причем далеко не всегда уровень этих цен можно объяснить с точки зрения экономической целесообразности. Нередко розничная цена товара в два раза выше, чем оптовая! Ну, например, хорошего качества бескостная говядина поставляется в сетевые магазины по цене 150 рублей, а в супермаркетах она продается уже по 300 рублей и выше. Я считаю, это неправильно. Замечу, что, взвинчивая цены на товары, розничные сети получают солидные прибыли для развития своего бизнеса. Тем самым, они развиваются куда быстрее, чем производители тех же самых товаров. И это очевидно. Сколько в Москве и Подмосковье за последние пять лет построено гипермаркетов экстра – класса? Но за какие средства они построены? Ответ прост: за счет скрытого беспроцентного кредитования их производителями и поставщиками. Магазины привлекают покупателей очень солидными и многочисленными входными скидками. А производителям те же самые магазины платят с двух - трехмесячной отсрочкой. Вот и получается, что промышленность и сельское хозяйство, оптовики фактически кредитуют розницу. Я полагаю, необходимо вводить определенные ограничительные барьеры, препятствующие чрезмерному повышению цены продуктов на пути от производителя до прилавка. Таким образом можно будет отсечь и посредников. Поэтому московское правительство, как и Министерство сельского хозяйства России, настойчиво выступает за скорейшее принятие подобного законодательного акта. Но это должен быть именно федеральный закон. Потому что принятие данных мер в рамках одного города резко отпугнуло бы розничных продавцов от столицы. Это не рыночный подход. Рынок отдельным быть не может.