Будут ли введены в России продовольственные карточки?

Бизнес

Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский выступил с инициативой о введении в нашей стране продовольственных социальных карточек для малоимущего населения. Соответствующие предложения направлены на рассмотрение в Министерство сельского хозяйства. По мысли автора проекта, это будут пластиковые карточки, на которые государство станет перечислять определенные суммы денег для приобретения продуктов питания.Естественно, не всех, но недорогих сортов хлеба, молочных и мясопродуктов, чая, сахара, причем исключительно отечественных. Понятное дело, конкретный перечень товаров и сумма вспомоществования бедным – прерогатива правительства и парламентариев, которые данную идею должны еще поддержать.[b]Равняйся на дядю Сэма. И сам не плошай[/b]Ну как, забилось ретивое – напомнила вам карточная перспектива о недалеком советском прошлом? Милое старое доброе время… тотального дефицита. Сосиски – дефицит, мясо и сметанка – «вас много, а я одна, понаехали тут», до водочки добраться – постой-ка, брат алкаш, в очереди, да ребра береги. Кстати сказать, вы напрасно думаете, что карточки или талоны на продукты – это изобретение советское. Малоимущих поддерживали еще в Древнем Риме. Магистраты выдавали самым бедным так называемые тессеры, имевшие вид современных игральных костей. Эти самые тессеры позволяли получить некоторое количество хлеба, а также денег. Любопытно, что тессеры были разных видов: например, они служили также контрамарками для прохода римлян в театры, в цирк – на гладиаторские бои, в термы – местные бани. Среди прочих существовали даже тессеры, позволяющие бесплатно посещать… публичные дома.В России карточки появились в 1916 году. Большевики восприняли эту идею, продукты выдавались по продуктовым талонам вплоть до 1921 года, когда в стране разрешили элементы прежнего рынка – НЭП. Восемь лет спустя карточки вернулись и действовали вплоть до 1935 года. А потом была война. Отменили карточную систему в конце 1947 года, а вернулась она вновь в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века.Нужно сказать, что введение продовольственных карточек в стране активно обсуждалось еще в 2008 году. Если кто не знает, президент Зернового союза Аркадий Злочевский, аргументируя нынешнее предложение, кроме прочего, апеллирует к опыту самой богатой мировой державы – США. Американцы ввели систему продовольственных талонов для местной бедноты 40 лет назад. Нынче их получают не менее 28 миллионов жителей современного Эльдорадо. Кому рай, а кому…Впрочем, нужно иметь в виду, что это все-таки американские бедные. Половина из 40 миллионов обитателей Соединенных Штатов, находящихся за чертой бедности, «перебивается» с хлеба на воду в собственных домах, 75 процентов катаются на личных автомобилях. Черта бедности по-американски – это годовой доход менее 11 тысяч долларов на человека (916 баксов в месяц) или 22 тысячи – на семью из четырех человек. Уровень бедности в Европе и США рассчитывается исходя из величины месячного дохода трудящегося, получающего менее 60 процентов от уровня средней заработной платы.А какие минимумы в России? По сведениям Росстата, средняя номинальная зарплата россиян (без учета налоговых отчислений, выплат по кредитам, инфляции) на конец 2009 года составляла 23,8 тысячи рублей, реальная средняя зарплата – 19,2 тысячи. В Москве (по данным за январь-ноябрь прошлого года) среднедушевой доход превышал 42,5 тысячи рублей, среднемесячная зарплата достигла уровня 31,9 тысячи целковых. Прожиточный минимум по России на третий квартал 2009 года установлен в размере 5187 рублей, для трудоспособного населения он несколько выше – 5607 рублей. Что касается столицы, то в IV квартале ушедшего года прожиточный минимум составил 7406, в том числе, для работающего населения – 8398 рублей. При этом потребительская корзина, т. е. ежемесячный минимальный набор продуктов по итогам года в России оценивался в 2131 рубль, по Москве – в 2400, в январе «продуктовый паек» стоил дороже – 2192,7 и 2516 рублей соответственно. Тут бы и добавить, что ли, денежек малоимущим «на поесть»? Во всяком случае, 62 процента россиян, принявших участие в прошлогоднем опросе ВЦИОМА, высказались за введение продовольственных карточек в стране.[b]Профи – «за»[/b]Инициатива – дело далеко не всегда наказуемое, но «расплачиваться» среди прочих, если что, придется и производителям провизии. Что же они думают по этому поводу? – Я вам скажу, что эта идея обсуждается давно, и мы ее полностью поддерживаем, – сообщил [b]президент Мясного союза России Мушег МАМИКОНЯН[/b].– Во-первых, государство сумело бы обеспечить мясом (понятно, что это будут недорогие мясопродукты) малоимущие слои населения: пенсионеров, многодетных, граждан, находящихся за чертой бедности. Это благая цель. Механизмы распределения новизной не отличаются.Только надо решать и делать, причем, я бы сказал, весьма оперативно. Потому что ведь требуется поддержать и отечественного производителя. На рынке продовольствия достаточно высокая динамика, а отрасль остро нуждаются в инвестициях. Программа продовольственной помощи малообеспеченным гражданам решила бы несколько задач.Накормить голодных – важнейшая социальная инициатива. Поддержать потребительский спрос, тем самым насытив отрасль дополнительными средствами, – важнейшая экономическая задача. В России принята продовольственная доктрина. Страна должна обеспечить себя, в том числе и собственным мясом. Стимулирование таким образом потребительской активности населения – существенный плюс для производителей.– Нужно понимать, что в данном случае вероятное введение карточек подразумевает не ликвидацию дефицита продовольствия, какого в стране давно нет, но способ повышения емкости рынка и уровня потребления через возможность гарантированного приобретения малоимущими гражданами минимально необходимого объема продуктов питания, – заявил [b]исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли Владимир ЛАБИНОВ[/b]. – И в этом смысле я поддерживаю данную идею. Я бы всячески приветствовал гарантированную возможность потребления молочных продуктов бедными на уровне медицинской нормы: 380 кг в год на душу населения.Конечно, следует четко выстроить механизм реализации данной идеи. Сначала нужно определить тех, кому предназначаются карточки. В каком виде оказывать эту продовольственную помощь? К примеру, условно говоря, в форме дополнительного пайка пенсионерам: килограмм масла в месяц, килограмм сыра. Своеобразная форма госзаказа, распределения продуктов. И это не столь сложно, ведь получают женщины продукты для своих малышей на молочных кухнях. Наконец, мне импонирует эта идея и в плане поддержания потребительского спроса, поддержки российского производителя. Нынче ведь на каждого россиянина при норме в 380 кг приходится не более 230 килограммов молочных продуктов. Гипотетически представить себе, что эту разницу в 150 килограммов покроет за свой счет государство? Это же резерв роста рынка на 60 процентов!– Тут надо очень четко расставить акценты. Мы за то, чтобы в нашей отрасли, как, впрочем, и во всех других, сохранялись сугубо рыночные отношения, – отметил [b]генеральный директор Российской ассоциации производителей чая и кофе («Росчайкофе») Рамаз ЧАНТУРИЯ[/b]. – Это позволяет нам гарантировать во всех ценовых сегментах наличие достаточного количества товаров, что создает режим нормальной конкуренции. Что означает присутствие на рынке чая всех ценовых сегментов, отсутствие дефицита. Это абсолютно рыночный механизм.Таким образом, коль скоро данная инициатива предопределяет выкуп государством у производителей продукции для малоимущих, я могу ее только поддержать. Повторюсь: на рыночных основаниях. То есть объявляется тендер для системы государственного распределения, компании соревнуются: кто даст лучшую цену соответственно качеству товара.– А не появилось бы некоей ценовой диспропорции: производители, увидев реальную заинтересованность государства, увеличивают производство недорогих сортов чая, а в премиальном секторе рынка цены в виду маятника спроса даже поднимаются?– Думаю, что нет. Нынче действуют три больших сегмента – эконом, среднеценовой и премиальный. В сегменте недорого чая, да и других товаров, покупки совершают граждане, ориентирующиеся скорее не на потребительские свойства продукта, а прежде всего на цену в качестве основного критерия.Им важно купить как можно дешевле. А производители здесь соревнуются между собой за то, кто сделает дешевле, потому что чем дешевле продукт, тем выше оборот. В следующем сегменте потребитель уже ищет оптимальное соотношение цены и качества. Как только покупатель заявляет, что ему цена не важна, стало быть, он – завсегдатай премиального сектора рынка. В данном случае условия диктует не производитель, а потребитель. Госзаказ в таком роде – это не проблема для рынка. Проблема уже в другом – наладить честное распределение, избежать коррупционной составляющей.Итак, производители голосуют « за», потребители, то бишь мы с вами, тоже не против. А вот что скажет государство? Бюджет-то не резиновый – более того, пока весьма дефицитный. «Где деньги, Зин?»

Google newsYandex newsYandex dzen