Пиво подорожает

Пиво подорожает

Общество

Пить или не пить – для нас, россиян, извините, пока не вопрос. Вот мы уже и на зимней Олимпиаде оказались позади Китая и Южной Кореи, а все остановиться не можем. Вроде как стрессы замучили. Но интересное дело: еще наши предки, талдычат зарубежные недруги, погрязли во грехе пьянства. А как же: накануне Первой мировой войны в России насчитывалось свыше миллиона разного рода питейных заведений. И до того допились прадеды, что в 1910 году на каждую русскую душу приходилось аж 6 литров водки. 2 августа 1914 года правительство даже специальным постановлением запретило продажу сорокаградусной населению. Большевики поддерживали в этом деле капиталистов-мироедов. Знаменитый пролетарский поэт Демьян Бедный тогда писал: «Вино выливать велено, а пьяных – сколько ни будет увидено, столько и будет расстреляно». Эк, куда махнул, всех, однако не перестреляешь.Так, может, надо было сделать проще – на пиво перейти, и никакого пьянства, а?[b]И я там был – мед-пиво пил[/b]Пива? Водки-и! Стрессы стрессами, но, что интересно, даже после войны, к 1961 году, в СССР на алчущую душу приходилось не более 5 литров беленькой. А уже к 1984 году политический застой разбавляли водкой, что называется, вусмерть: 13,7 литра на пьющую советскую душу, включая младенцев.Советские труженики 21 процент своего семейного бюджета отдавали на пропой. Антиалкогольная горбачевская кампания несколько снизила «градус» проблемы, но уже к 1994 году страна вернулась к прежнему уровню пития водки. Нынче же наша норма – 14 литров водки в год на человека, и это ужасно.Так я и говорю: а что ж бы по пивку-то вдарить – не догадались, что ли? Вот ведь в XVII веке в господине Великом Новгороде за ведро простого пива просили – стыдно сказать – 4 алтына, или 12 копеек. А тут все водка да водка. Представляете, производство пива в СССР в промышленных масштабах началось лишь в 70-х годах прошлого века. Пиво вечно числилось среди дефицитных товаров, а в многочисленных палатках продавалось разливное пиво, столь разбавленное, что от него попахивало скорее водой.Накануне капитализма, в 1990 году, потребление пива на душу населения составляло не более 22,8 литра. И вот наконец… да, это пивное пиршество, триумф, апофеоз: в 2001 году россияне выпивали уже по 44 литра в год, в 2005-м – 61,5. А в настоящее время – 85–90 литров!Посчитайте: это же пол-литровка пива через день.[b]Это, братцы, алкоголизм[/b]Как же так: водки меньше пить не стали, а пива аж в 4 раза прибавили по сравнению с докапиталистическим 1990-м. А к пивному горлышку присосалась молодежь, да что там, потягивающие пивко пятиклассники – отнюдь не сенсация дня. Ну так и хорошо: не водка же? Хорошо? Ужасно! Вы скажете, подумаешь, 4–5 градусов! Ну да, ежели выпил ложку-другую для аппетита. А в поллитровке пива данной крепости содержится эквивалент 50 граммов водки. Литр выдул, вот тебе и сто грамм на грудь.И это в 15 лет? А ежели и не в 15? В России тяжелейшая демографическая ситуация, а пристрастие к пиву ведет, например, к подавлению тестостерона – мужского полового гормона. Специалисты полагают, что у «пивунов» хронический алкоголизм развивается в 3–4 раза быстрее, чем от водки…[b]Вот такая экономика… с экономией[/b]А теперь о них, родимых, о деньгах. Кризис привел к резкому сокращению притока нефтегазодолларов в российский бюджет. Как жить? Правительство в срочном порядке начало искать, за счет каких источников увеличить уже в 2010 году уровень доходов. Вот под раздачу среди прочих попало и пивоварение – как одна из самых высокодоходных отраслей в России. Минфин предложил, а правительство согласилось с увеличением акциза на пиво в 3 раза. Таким образом, если раньше с полулитровой бутылки пива взимался акциз в 1,5 рубля, то нынче он вырос до 4,5. По расчетам финансистов, в этом году данная мера позволит дополнительно получить в бюджет 64 миллиарда рублей. Таким образом, доля акциза в стоимости бутылки пива в России оказалась выше среднеевропейского уровня. Более того, к 2012 году в планах правительства поднять этот самый акциз до 6 рублей. А в Госдуме на рассмотрении находится не менее 30 законопроектов, так или иначе направленных на то, чтобы пивко поприжать.Карау-ул, грабят, возопили пивовары. Безусловно, им есть что терять – этим титанам современной индустрии. Нужно сказать, что пивоварение – одна из самых инвестоемких, современных и конкурентных отраслей российской экономики. 84 процента производства пива в России сосредоточено в руках крупнейших международных концернов.98,5 процента реализуемого у нас пива в Расее-матушке и сварено. В этих условиях повышение стоимости напитка для пивоваров – «хуже керосину». А повышение существенное – уже некоторые двухлитровые «канистры» с пивом стоят дороже иной пол-литры водки, каковая, как известно, нынче меньше 89 целковых – ни-ни. Причем в большей степени растут цены на пиво недорогое.И что же мы наблюдаем? По сведениям Росстата, в январе текущего года производство пива сократилось на 44,2 процента. Кошмарики? Какой же тут навар для бюджета, когда налоговая база резко сужается? Да нет, пока к этому нужно относиться спокойно. Пивовары к концу года резко нарастили выпуск пива, до отказа забив все склады, вот январское производство и рухнуло. Но вот уже председатель совета Союза российских пивоваров Даниил Бриман, ссылаясь на исследования агентства Nielsen, сообщает, что, скажем, за тот период прошлого года, когда производство пива сократилось на 10 процентов, розничные продажи водки подросли на 6 процентов. Может быть, однако, далеко идущие выводы делать пока не будем.И все-таки пивовары нынешний год воспринимают не иначе как с содроганием. Ага-а, скажем мы, у них сверхприбыли, им есть что терять.Есть, без сомнения: пиво – бизнес высшего разряда. А у нас грядет антиалкогольная кампания. И давно пора: ведь сопьемся же. Возникает, однако, вопрос: а хорошо ли продуманы и проанализированы меры правительства, обложившего пивоваров столь высоким «оброком»? Ведь пивная махина дает 20 процентов валового продукта пищевой промышленности страны. Стало быть, это десятки тысяч рабочих мест, убытки для смежных отраслей.По некоторым данным, одно рабочее место в пивоварении создает 6–8 рабочих мест у смежников. Ирина Архипова, член совета Союза российских пивоваров, утверждает: транспортники потеряли на перевозках пива в январе 85 процентов своих объемов. На 25–30 процентов упали объемы в индустрии производства тары, подсчитывают убытки и производители холодильного оборудования. Еще до повышения акцизов резко уменьшились посевные площади пивоваренного ячменя.Да и в самом пивоварении – пауза: откладывается строительство новых заводов, простаивает высокоэффективное оборудование. Экономика – механизм шестеренок: стукнут по одному звену, зазвенит во многих других.«Э-э, завели пивовары социальную байку», – скажут неглупые скептики и будут правы: понятное дело, что могучее пивное лобби включилось в активную борьбу и пытается максимально уменьшить для себя и своих доходов последствия разворачивающейся в стране антиалкогольной кампании.Вспомните, однако, когда принимался великолепный технический регламент на производство молока и молочных продуктов, о вдруг возникшем в документе пункте, разделяющем молоко на продукт, изготовленный без использования сухого молока и с присутствием оного (этот последний назвали молочным напитком), представители отрасли узнали постфактум, что называется, из газет. Как следствие, отрасль целый год лихорадило, ведь ее следовало сначала полностью модернизировать, а потом уже бороться с сухим молоком. И в истории с пивом – те же симптомы. Как заявляет вице-президент компании «Объединенные пивоварни Хейнекен» Виктор Пятко, самих пивоваров, то есть знатоков рынка, экспертов, просто ставят в известность о принимаемых мерах.Складывается впечатление, что глубокого экономического анализа того, как скажется на экономике столь радикальное давление на пивоваренную отрасль, пока сделано не было.В пожарном порядке нашли средство пополнить бюджет, и только. Но ведь с огнем шутки плохи. Можно больно ударить по передовой отрасли, а результата не добиться. Что касается борьбы с пьянством. Задумаемся: приведет ли рост цены пива к снижению его потребления? Едва ли! Во-первых, на бутылек все равно с карманных денег даже у пацанов денежки найдутся. Во-вторых, просто запретительными методами – мол, не пей – отвадить народ от алкоголя не получится. Это глубоко комплексный процесс. Пьют меньше, когда есть чем заняться. Когда можно найти хорошую работу. Когда пьянство непрестижно. Когда на каждом углу открыты недорогие теннисные корты и фитнес-залы, компьютерные центры и языковые курсы.Профинансируйте бесплатные курсы по изучению английского языка – там пиво пить не станут. Откройте дешевые бассейны – там не станут баловаться пивком.Как говорил один известный киногерой, делом надо заниматься, тогда и алкоголь в рот не польется.

Google newsYandex newsYandex dzen