Карина Аручеан: «Землю обетованную не находят – её создают»
Роман «Полководец Соня, или В поисках Земли обетованной» писательницы-дебютантки Карины Аручеан (ее, профессионального журналиста, в московской прессе хорошо знают как Карину Мусаэлян) получил широчайший резонанс. Уже полгода одна презентация сменяет другую – не только в Москве, но и в других городах России и СНГ. Масса откликов в Интернете и в СМИ (в том числе и за пределами нашего Отечества – даже в «Лондонском курьере»). Говорят, книгу хотят перевести в Германии, Польше.В торговых сетях книга не залеживается: «Библио-глобус», например, ее успешно реализует с полки и через интернет-магазин.[b]– А у писательницы Аручеан, похоже, классный литагент…[/b]– Да нет никакого литагента. Думаю, во многом внимание к роману привлекло предисловие, написанное замечательным литературоведом Львом Аннинским: человек берет в руки книгу... после слов Аннинского возникает желание посмотреть: что же там такое? И втягивается. Мой «литагент» – «сарафанное радио», живое и виртуальное. Я вначале удивлялась и радовалась: рассказывают друг другу, передают по цепочке, потом мне пишут. А теперь уже не удивляюсь – только радуюсь: значит, удалось затронуть нечто универсальное – то, что волнует почти каждого. Это я поняла по сотням (и я не преувеличиваю!) писем, которые приходят ко мне через Инет. А ведь я всего лишь зарегистрировалась на нескольких литсайтах и в «Одноклассниках». И это не только люди моего поколения, одного исторического опыта, а очень разные – от 20 до 70 лет, различного уровня образования, живущие в столицах и в глуши, пишут: «Роман обо мне», «Читая, сделал много открытий о мире и о себе».На деле роман – не столько про мою героиню Соню, сколько про мир, в котором мы обитаем. Про закономерности – явные и скрытые от поверхностного взгляда. Мне интересна Структура, в которой существуют герои (Структура Мироздания, Общества, Истории): взаимовлияние ее и героев. Роман – об Обретении Смысла Жизни, своего места в ней. Попытка проникнуть в Замысел Божий.[b]– Некоторые рецензенты даже назвали книгу «энциклопедией эпохи», увидев в ней реалистический взгляд на новейшую историю. Начинается же роман с фантазийного эпизода, когда силы Света и Тьмы по воле Создателя наделяют героиню при рождении взрывной смесью из взаимоисключающих качеств: «То, как она распорядится равновеликими дарами Света и Тьмы, определит судьбу человечества – достойно ли оно второго пришествия Мессии, второй попытки Выбора Пути или того, чтоб его навечно стерли с лица Вселенной. Ей предстоит стать зеркалом будущего, экспериментальной моделью человеческой расы, колбой, где кипят разогретые энергией поколений Добро и Зло. Что привнесет в мир человеческое дитя, обладая равно могущественными дарами Света и Тьмы? То, что мы увидим по завершении опыта, и будет самой вероятной моделью развития человечества, а потому решит его судьбу». Значит, Соня все же особенная, избранная?[/b]– Нет. Таков любой! Каждый из нас, как и человечество в целом, носитель множества разнородных и порой взаимоисключающих качеств. Вопрос лишь в том, как мы ими распорядимся. От каждого зависит, каким будет завтрашний день и будет ли он вообще.Каждый – соработник Добра или Зла… Если хотите – Бога или Дьявола. На любом из живущих – ответственность за судьбы мира. Любой из родившихся, коли он избран природой для появления на свет, Избранный, Назначенный.Две тысячи лет назад людям показали: Небеса творятся (или уничтожаются) на Земле. «Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией» (Евангелие от Луки).Заметьте: не Сын Божий, а Сын Человеческий призван стать правой рукой светлой силы и провозвестником будущего! Хотелось, чтобы читатель спросил себя: а что возвещаю я своим сегодняшним днем? Каким предопределяю течение времен? Потому радуюсь, видя по откликам в Инете и по письмам, что этот вопрос многие читатели себе задают.Потому утверждаю: в каждом «много Сони». Соня – Демиург: Демиурги не творят – они ПЕРЕсоздают имеющийся материал (буквальный перевод слова «демиург» – «ремесленник»). Соня – тоже не творец, а ПЕРЕСОЗДАВАТЕЛЬ. Этим она и близка большинству: любой человек так или иначе пересоздает мир вокруг себя.[b]– Вы включили в роман «рецепты» того, как быть счастливым. Приведите пару рецептов.[/b]– Моя героиня знает. Простите, опять процитирую: «Жизнь – не угрюмый подвиг. Она не состоит из тяжких обязанностей, непосильного труда и сурового долга. Она состоит из радости, увлеченности, благодарности и любви».Или: «Кто ты: исполнитель роли или исполнитель воли? Если первое – то какой? В какой пьесе? Кто режиссер? Если второе – то чьей воли? Но и первое, и второе предполагает сотворчество: понимание того, что происходит и должно произойти. Помните библейское «каждому по вере его»? Каков автор – таков и текст его личного бытия и среды вокруг. Мир выстраивается по законам Текста». Психофизиолог Ухтомский сформулировал Закон Заслуженной Жизни: «Мир для человека таков, какой он заслужил. Каковы его доминанты, его образ мира – таково поведение, его счастья и несчастья».И в Евангелии то же, многим непонятное: «Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он хочет иметь»! Получаешь только то, что сам создаешь.Или вот о Другом, Непохожем: «Закон Необходимости Другого: нельзя быть уникальным среди себе подобных. Только соотнесение с Другим делает уникальными обоих.Сохранить свою самость – это сохранить Другого! И значит – конкуренция, сотрудничество, взаимодополнение, а не взаимоуничтожение. Не отмена Другого».[b]– Роман – развернутая аналогия между путем человека и путем человечества?[/b]– Да. Человечество, как и человек, – единый организм. Нам бы понять это! Тогда перестали бы ссориться рука с ногой, голова с сердцем… люди друг с другом… народы… страны… конфессии. Хотелось сказать о поиске путей к Согласию Разных – на очень конкретном материале и с попыткой философских обобщений.Лев Аннинский обозначил роман как «любовный, семейный, исторический, политический, религиозно-философский» – многоэтажный. Ведь и сама жизнь – многоэтажна: мы в ней существуем одновременно на нескольких этажах, связанных между собою. Главное – видеть связи между ними, лесенки, проходы-выходы. Не заблудиться. Не разрушить цельное здание Бытия.[i][b]Держась за поручни надежды...[/i]Карина МУСАЭЛЯН (АРУЧЕАН)[/b][i]Я иду по земле – и земляпринимает мой шаг.И трава обтекаетупрямые сильные ноги.И сорока(а может быть, ангел?)летит вдоль дороги.И русалки(а может быть, утки?)шумят в камышах.Вот опасливый гномпревратилсяв смешной мухомор.Схулиганничал леший,в разлапистый пеньобратившись.Обернусь-ка и янезатейливойсерою мышью,Чтобы лучше вписатьсяв изменчивыйвечный узор.Переменчивость мираприемля,вступаю в игру.Я пророю ходы – и ручьямиподземными стану.И однажды зимой приоткрывзаржавевшие ставни,Ты увидишь цветущуюяблоню вдруг поутру.Я настигла тебя –ты захочешькоснуться струны.Схватишь ты карандаш –я тебе не даю удивиться:Это мышь или строчка такбыстро бежит по странице.Но меня дописав, тыпостигнешь условья игры.Ты теперь – камертон,по которому строится звукТех мелодий и песен,что сыграны будут другими.Ты отныне вольна изменятьи обличье, и имя.Взмах крыла...Ну смелей! –размыкаетсябудничный круг.Пусть заносчивый всадниксчитает, что оннаправляет коня.Но бежит прихотливо,неся их обоих, дорога –Воплощенная прихотьмоя ли, твоя или Бога...Получили мы мир,растворив в этом мире себя.***Держась за поручни надежды,хмелея от вина утрат,Я все иду не ПО, а МЕЖДУ:налево – пропасть,справа – сад.А жизнь,как щедрый виночерпий,Все наливает мне, шепча:«За дом! А значит –за кочевье.За радость! Значит –за печаль.За память! Значит –за забвенье.За день! Но значит – и за ночь.За веру! Значит, за сомненья,которые уходят прочь.Нальются новым соком почки.В отточья обратятся точки.На белый листпрольются строчки.Так вслед за «ДО»идет «ПОТОМ»...А точка –только знак начала.Так выпьем в щедрой тишинеза океан, коль за причалы.За пепел, тлеющий в огне.[/i]