В трамвайном депо оживает история

В трамвайном депо оживает история

Общество

ДЕДУШКА протягивает мне трехкопеечную монетку. Незатейливый аппарат-кондуктор лишь чуть-чуть выше меня – ведь мне всего 5 лет. Я опускаю монетку в прорезь, кручу колесико (непременно сама!) и отрываю билет. Дальше складываем вместе с дедушкой левую и правую половину цифр номера. Если совпадает – билет счастливый. Дома прячу его в жестяную коробочку из-под леденцов и… жду счастья.На встречу с «трамваем детства» корреспондент «Вечерки» отправилась на Шаболовку, в трамвайное депо им. Апакова, отметившее в прошлом году 100-летний юбилей.[b]А вагон-то тепленький[/b]– Наше депо было построено в 1909 г. по проекту знаменитого архитектора Шухова, – экскурсию ведет заслуженный работник депо Михаил Иванов. – Свое имя оно получило в честь вагоновожатого Петра Апакова, активного участника Октябрьской революции. Это единственное московское депо так называемого тупикового типа. То есть большинство маневров состава выполняется с выходом вагонов на улицу. А с нынешним автомобильным движением это бывает непросто сделать.Зато все трамвайные вагоны стоят у нас на закрытой стоянке. Пассажиры, когда входят в наш трамвай, особенно зимой, сразу чувствуют разницу – вагон-то тепленький.Проходим в небольшой музей предприятия. За стеклянными витринами собрана вековая история парка. Портреты трамвайных кондукторов, водителей и ремонтных рабочих, первый паровой гудок... Схема трамвайных линий города Москвы напоминает карту метро – такое же солнышко с расходящимися в сторону лучами.– Сначала были просто извозчики, потом родилась рельсовая конка, то есть кони возили вагончики, – рассказывает Михаил Дмитриевич. – В 1874 г. инженер Федор Пироцкий разработал тягу и привод – так появился электрический трамвай. Вообще и электрическая тяга, и трамвайный вагон родились в России, но первая в мире трамвайная линия была открыта в Берлине. Сначала в трамваях разрешалось только сидеть, как раньше в конке. Трамваи, в которых можно было стоять, появились в годы Первой мировой войны. Транспорт в это время ходил нерегулярно, поэтому пришлось отменить неудобный запрет. В конце Первой мировой войны можно было увидеть трамвай, как тогда говорили, с «висельниками» – настолько вагоны были переполнены.В 1910 г. из ворот Апаковского депо выходили на линию 72 моторных и 25 прицепных вагонов. В наши дни 96 пассажирских трамвайных вагонов ежедневно курсируют на 9 маршрутах: № 1, 3, 14, 16, 22, 26, 39, 47 и А. Старейший и самый любимый москвичами маршрут «Аннушка» (от Чистых прудов до Шаболовки) – практически ровесник парка. Он перекликается с сюжетом романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».– Первоначально его путь пролегал по Бульварному кольцу, которое называлось «кольцо А». По Большому Садовому кольцу, кстати, в то время ходил маршрут Б, прозванный москвичами «букашкой». Б и сейчас можно встретить на Садовом, только это уже троллейбус.[b]Без песка не работают[/b]Заходим в диспетчерскую, где начинается рабочий день водителя. Здесь он проходит медицинский осмотр, получает путевой лист и отсюда отправляется к вагону, который находится на стоянке в боксе.– А почему «Аннушка» не обозначена? – удивляюсь я, глядя на картонное табло, на котором карандашом записаны пути и номера стоящих на них вагонов.– Она сегодня выходная, ходит только по будням, – отвечает дежурная.Взгляд цепляет холщовые сумки, предназначенные для раздачи водителям. В этой сумке вагоновожатого хранится бортовой журнал вагона. Любые неполадки обязательно заносятся в этот журнал.– Вот, видите, водитель пишет заявку: «Не работает заслонка левой песочницы. После первого нажатия весь песок высыпается», – раскрыл журнал Михаил Дмитриевич. – «Не горит левая фара», «мастер осмотрел…» – и так каждый день.Сейчас вагоновожатые в основном женщины. А вот век назад их на работу не брали даже в качестве кондукторов. И только в Первую мировую, когда многих трамвайщиков мобилизовали, разрешили работать их женам и сестрам.Из диспетчерской отправляемся в здание депо, где стоят вагоны. Старые трамвайчики почти забытой теперь в Москве красножелтой раскраски, трамваи с огромными металлическими клешнями-щитами для очистки рельсов от снега или с торчащими рогами-фонарями – один чуднее другого.– Эти фонари были предназначены для освещения города в вечернее и ночное время, – объясняет Михаил Дмитриевич. – Ведь тогда наружного освещения в городе практически не было.В других боксах стоят современные трамваи, которые каждый день выходят на городские маршруты. Между трамваями – ящики с песком.– Без этого песка на маршрут не выезжают. Ведь если скользко – гололед или какая-нибудь Аннушка масло на рельсы прольет, – без него не обойтись. В вагоне установлена песочница. А в кабине вагоновожатого есть система подачи песка. Он, кстати, не абы какой, а специальный. Его просеивают и прокаливают.На одной из стен замечаю старинный репродуктор. Видимо, один из тех, по которым делали объявления во время войны. Да-а, старина тут живет в каждом уголке.[b]На заметку[/b]Продолжительность экскурсии – 1 час. Показывают музей Апаковского депо, старые вагоны, спецтехнику (снегоочиститель, поливальный вагон). В вагончики можно залезть и сфотографироваться. Уточнить информацию о времени экскурсии можно на [i]www.poezdnaprokat.ru[/i]

Google newsYandex newsYandex dzen