Бастион на колёсах

Бастион на колёсах

Общество

Технический прогресс сделал жизнь человека динамичной, комфортной и… опасной. В наш неспокойный век люди стремятся оградиться от внешнего мира. Особенно в Москве, где жизнь бьет ключом, нередко, как выражаются острословы, по голове. Рыцарские доспехи ушли в прошлое, теперь актуальны стальные двери, пуленепробиваемые стекла и бронированные авто. Поводом послужил недавний бытовой спор. За «рюмкой чая» мужики делились друг с другом – кто какую машину себе выбрал бы, если бы не был ограничен в средствах. И тут меня угораздило сказануть, что мечтаю о машине стоимостью… 15 с половиной миллионов рублей! – Это что, с золотым кузовом, что ли? – отвесили челюсти друзья. – С кристаллами Сваровски на руле и живым Биланом вместо магнитолы? Зачем?! На самом деле речь шла «всего лишь» о 600-м «мерседесе» от официального дилера, совершенно неприметном с виду. Секрет в скрытой заводской бронировке, делающей эту машину баснословно дорогой и столь же неуязвимой. Не то чтобы меня что-то сильно пугало, но спокойствие – великая вещь, не правда ли? [b]На вес золота[/b] За окном моей легковушки – шумный мегаполис. Бесконечный поток машин на Кутузовском, пробки на МКАД. Москва давит на психику, побуждая скрыться за неким щитом, способным выдержать любые удары. Например, наш премьер. Раз в жизни прокатился на пронзительно желтой «ладе», а в повседневной жизни предпочитает черный бронированный «мерседес». А ведь впервые вопросом бронировки транспорта озадачились еще в царской России. Переживший шесть покушений Александр II распорядился вставить в днище кареты крепкий стальной лист. Что практически позволило царю пережить седьмое покушение (после взрыва самодельной бомбы монарх смог сам выйти из дымящейся кареты на мостовую, где его ждал второй бомбометатель). Так родился негласный закон бронетехники: броня защищает лишь до тех пор, пока закрыта дверь. Это прекрасно осознавали в довоенном СССР. Первый правительственный бронемобиль использовался охраной Сталина с 1937 года. Звался он Packard Twelve и был сделан в Америке. Демократичный Хрущев, напротив, предпочитал открытые автомобили, которые ни от чего не защищали. Но уже при Брежневе стало очевидно, что отказываться от бронемашин даже в спокойном советском обществе нельзя. Это подтвердили 11 пуль, поразивших кортеж правительственных машин террористом-одиночкой 22 января 1969 года. Пули предназначались для генсека, которому в самый последний момент изменили маршрут следования. Спустя каких-то десять лет использование бронированных машин при перевозке почетных персон стало международной нормой. Большой популярностью такая техника пользовалась среди криминальных авторитетов – эти пересели на «броню» еще во времена Аль Капоне. В любом случае позволить себе нерушимый бастион на колесах всегда могли только состоятельные люди. Бронировка – процесс весьма трудоемкий и затратный – как по деньгам, так и по времени. Замена стекол и установка брони под наружную оболочку кузова занимает от 3 недель до 4–6 месяцев. Поэтому стоимость качественного бронирования начинается от 100 000 долларов. Дешевыми прочнейшие бронематериалы не назовешь. Одно фирменное стекло для бронированного авто обойдется более чем в полмиллиона рублей. Ну а цена всей машины под заказ будет восьмизначной. – Обычно, – рассказывает научный сотрудник Физического института РАН Денис Шепель, – для изготовления брони используются нержавеющая сталь особых марок и различные сплавы. Нередко используются армиды – это термостойкий и чрезвычайно прочный материал органического происхождения. Еще из него делают бронежилеты. Специальные марки сталей содержат хром до 10 процентов и специальные легирующие добавки из молибдена, вольфрама. Цена такой стали может превышать цену обычных марок в несколько раз. [b] Защита от камней[/b] Сегодня в Москве есть немало состоятельных людей, желающих снабдить свое авто не только тонировкой, но и бронировкой. Благо частных фирм, которые «одевают» в доспехи «железных коней», тоже хватает. Впрочем, их услуги – отнюдь не для политиков. Бронемобили, на которых возят Медведева и Путина, изготовлены за рубежом. Например, для инаугурации нынешнего президента было заказано эксклюзивное шасси, бронированное у «Карат дю Шале ». Проблема в том, что в настоящий момент в России нет той технической базы, которая могла бы составить конкуренцию ведущим мировым производителям. Сотрудники ФСО не спорят: да, у нас есть замечательные автомобили для парадов и легкие бронированные автомобили, в основном для инкассации, которые имеют небольшой класс защиты – 3 или 3 по ГОСТу. Это защищает в лучшем случае от пистолетов и АК-47 с устаревшими боеприпасами, разработанными еще в 1943 году. Или, как говорят профессионалы, «от камней». Но нападения на политиков обычно осуществляются с использованием высокомощного оружия и специальных боеприпасов. – Обычно, – продолжает Денис Вячеславович, – для защиты первых лиц государства используется класс В7, который может обеспечить только заводская бронировка. Главные защитные качества закладываются в модель еще на стадии проектирования, а затем воплощаются в жизнь на заводе в процессе производства. Из бронематериала изготавливается не только кузов, но и многие другие детали, что в значительной степени укрепляет конструкцию. Цены на такие машины демпинговые, мировые компании делают их для престижа. Производитель идет на все, чтобы защита была безупречной. Конечно, можно сэкономить: купить за границей, а инсталлировать в конструкцию бронеплиты уже в России. Например, в Нижнем Новгороде можно заказать бронемобиль за 9 миллионов 800 тысяч рублей на базе 500-го «мерина». Если машина своя, бронировка будет стоить около 6 миллионов. Другой бюджет – другой уровень. Увы, почувствовать разницу можно лишь в «страховом случае». Взрыв, который достойно выдержит машина заводского бронирования, разложит продукт от частника на составляющие. Впрочем, дела у частников идут неплохо. Спрос на защиту машин велик, потому что люди – существа боязливые. И боятся они не только за себя, но и за своих родных. Поэтому московские бизнесмены обращаются к частникам и бронируют машины – для детей, для жен. В случае ДТП хорошая бронекапсула дает пассажирам дополнительные шансы. Становится эффективнее работа подушек и ремней безопасности. Если, конечно, ими пользуются. Ведь ни для кого не секрет, что наши российские дороги зачастую опаснее любых террористов. Поэтому задача разработчиков систем безопасности состоит в том, чтобы уберечь своих клиентов как от пуль, так и от случайностей на дороге.

Google newsGoogle newsGoogle news