Легко ли быть молодым и курить со взрослыми
Галерея «Ковчег», которая старательно избегает всяческой скандальности и «актуальности», все-таки оскоромилась: здесь открылась выставка «Сто лет с огоньком». Она пришлась очень кстати после введения «сухого закона» на курение в общественных местах и в художественных произведениях (теперь зажечь сигарету в фильме можно будет только для воплощения авторского «замысла» и психологической характеристики героя). Совершенно случайно почти одновременно в «Кафе дез артист» открылась выставка французского дизайнера и художника Бернара Бернара «Сигары и искусство», доказывающая неотделимость образа Марлен Дитрих (и других знаменитостей) от облака табачного дыма. Так что проект галеристов, к несчастью, выглядит как «наш ответ Чемберлену»: как будто творческому народу хотелось побунтовать против нового ущемления прав курящих.Несоответствие шапкозакидательного задора публики, пришедшей на вернисаж, и всегдашней ковчежной атмосферы несуетливости поневоле бросалось в глаза.Хозяева казались даже слегка растерянными: посетители все больше интересовались не станковой живописью, а бархатными кисетами из собрания общества «Мемориал» (одним из них пользовался драматург и художник Яков Апушкин в Ухтпечлаге), спичечными коробками с изображением героев «Войны и мира» (Бондарчука) и «кривой курения», которую в 1909 году вел Андрей Белый (начав с 50 папирос в день, он, между прочим, дошел до 4).Уникальные табачные этикетки – вещь, конечно, хорошая, но живописная часть выставки все-таки поважнее. За сто последних лет отечественные художники нарисовали много сигарет, папирос и трубок. Благо курили в нашей стране все: Сталин, проститутки, революционные матросы, студенты ВХУТЕМАСа, Владимир Маяковский, недобитые интеллигенты и передовики производства.Для создания полноценных художественных образов Сталина, проституток и пр. были необходимы дымки от сигар, папирос и трубок, причем жанровые произведения нуждались в эффектных дымных завитушках ничуть не меньше, чем портреты.На выставке оказались нашумевшее в начале перестройки полотно Василия Шульженко «Ленин и мужики» (1991), «Работницы табачной фабрики» (1934) Валерия Тарасенко и восьмая неоконченная копия «Письма с фронта» Александра Лактионова (1970). Как ни странно, тема табакокурения в работах последних лет прослеживается довольно вяло: Наталья Нестерова полотно с трубкой написала специально для выставки; в графических впечатлениях Кирилла Мамонова от посещения художника Владимира Яковлева в психушке (1993) вообще трудно отыскать «сигаретную» тему; у художника и чуть-чуть писателя Константина Сутягина нашлась разве что частушка на тему («Теплый вечер. Белый дым. Руль с двумя колесами. Хорошо быть молодым и курить со взрослыми»). Словом, раньше художники курили активнее и осмысленнее (достаточно вспомнить хотя бы «Курящих солдат» Михаила Ларионова, небольшая работа которого есть на выставке). Почти в свое оправдание выставка в каталоге названа «репликой»: на всеохватность материала она не претендует. Однако число экспонентов и так внушительно – в свежеотреставрированных залах «Ковчега» представлено около восьмидесяти художников.