Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Суворов. Наука побеждать

Общество
Суворов. Наука побеждать

Вряд ли мне когда-либо доводилось брать более странное и одновременно более интересное интервью. Напротив сидел человек того же рода-племени, что и я, владеющий нормальной русской речью. И тем не менее обмен одним вопросом-ответом требовал участия посредника-переводчика, занимая минимум четверть часа. От этого каждое слово, каждая фраза доктора психологических наук Александра Суворова приобретали едва ли не первозданный вес, заставляя усомниться в гениальной тютчевской фразе «Мысль изреченная есть ложь».У обычных людей, может, и ложь. А у Александра Суворова – единственного в мире слепоглухого профессора психологии, автора более полутора сотен научных работ, поэта и общественного деятеля – вряд ли. Хотя бы потому, что человек, каждый серьезный шаг которого по жизни – словно переход его великого тезки-полководца через Альпы, слов на ветер бросать не может. По определению.[i][b]Свет из глаз[/b][/i]Саша Суворов родился 3 июня 1953 года в киргизской столице Фрунзе в семье милиционера и железнодорожницы-инженера. За плечами у обоих родителей были голодное детство в детдомах (разных, что, как далее станет ясно, сыграет едва ли не ключевую роль в судьбе мальчика) и проведенная в действующей армии война (отец служил в войсках НКВД, мать – в железнодорожных). Назвали малыша Александром – конечно же, в честь великого русского генералиссимуса, тем паче отец звался Василием. В трехмесячном возрасте Сашу отдали в ясли, а трех лет от роду – в детский сад.– Сразу же после этого у меня резко упало зрение и наступила почти полная слепота, поэтому в 1960 году я поступил во Фрунзенскую школу слепых, – вспоминает Александр Васильевич. – А в девять лет пропал и слух. Точные причины слепоглухоты до сих пор неизвестны.Врачи говорили разные, порой взаимоисключающие вещи. Мама же больше верила одному профессору, который после резкого ухудшения зрения предсказал скорую глухоту. Насколько я помню, тот доктор предположил, что почти сразу после рождения я перенес полиомиелит в не очень острой форме, давший такие вот серьезные осложнения.Да, но откуда коварная избирательность недуга, ударившая по зрительным и слуховым нервам? Как сейчас представляется, она была обусловлена наследственностью. В пользу этого предположения говорит страшная правда, вскрывшаяся через много лет после рождения Саши. Почти случайно выяснилось, что Василий и Мария Суворовы приходились друг другу… троюродными братом и сестрой.Сашиных дедушек и бабушек советская власть в свое время раскулачила, кого казнив, кого выслав в места не столь отдаленные. Вася с Машей, как уже упоминалось, угодили в разные детдома (девочка – в русский, мальчик – в казахский) и долгие годы вообще не подозревали о существовании друг друга. И надо же было такому случиться, что уже после войны они встретились и, не догадываясь о собственном близком родстве, полюбили друг друга и поженились! Пусть косвенно, но очень сильно эта версия подтверждается тяжелыми (хотя и совсем иного рода) рецидивировавшими заболеваниями, всю жизнь мучившими родного брата и родную сестру Александра.– [b]Александр Васильевич, какое самое яркое зрительное впечатление осталось в вашей памяти?[/b]– Мама темным вечером (видимо, на дворе стояла зима или глубокая осень) ведет меня то ли из яслей, то ли из детского сада. Я почему-то плачу, в глазах слезы, в них отражаются уличные фонари, и полное впечатление, что из обоих моих глаз прямо в бесконечность выходят лучи. Что еще удивительнее, при этом я отчетливо наблюдаю точку, где они пересекаются. Так что в раннем детстве мое зрение, видимо, подчинялось геометрии не Евклида, а Лобачевского, – улыбается собеседник. – Все остальные более-менее определенные зрительные воспоминания связаны с образом мамы, которая в моем сознании навсегда осталась молодой и красивой. Хотя на ощупь, конечно, я знал ее старенькой и морщинистой…[i][b]Песня о тревожной молодости[/b][/i]От нормального слуха уцелело чуть больше. Главное, что помогло Суворову включиться в человеческую цивилизацию, – до прихода глухоты он успел научиться полноценно разговаривать. Его нынешняя речь, конечно, своеобычна, не очень членораздельна и отдаленно напоминает диалектные говоры в северных областях Европейской части России. Но известное неудобство это создает только в первые минуты общения, а потом к этому своеобразному «акценту» привыкаешь и даже перестаешь его замечать.– Кроме устной речи, в памяти уцелели музыка, мелодии, которые довелось услышать в детстве, – признается Суворов. – Например, «Песня о тревожной молодости», которую мы с мамой разучивали по дороге в детский сад и обратно… В 1964 году меня привезли в Загорский детский дом для слепоглухонемых детей. Там я проучился до февраля 1971 года, когда меня вместе с еще тремя воспитанниками Загорского детдома перевели в столицу, в экспериментальную группу лаборатории обучения и развития слепоглухонемых детей НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР. Это стало возможным благодаря энтузиазму корифеев тогдашнего человекознания: доктора психологических наук Александра Мещерякова, доктора философских наук Эвальда Ильенкова и декана психфака МГУ академика Алексея Леонтьева. В результате этого потрясающего даже по нынешним меркам эксперимента в 1977 году я окончил факультет психологии МГУ и был принят на работу в должности младшего научного сотрудника в лабораторию теоретических проблем психологии деятельности НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.Но там мне не понравилось: обычным теоретиком, то есть «книжным червем», я стать не мог в силу скудности изданных по Брайлю научных трудов, и оклад МНСа оказывался, по сути, второй пенсией по инвалидности.И тут Александр Васильевич вспомнил, как его учителя и наставники в один голос «завещали» не забывать своих младших товарищей по несчастью из Загорского детского дома для слепоглухонемых.– Меня потрясла жажда общения, с которой меня там встретили, – признается Александр Васильевич, – эти протянутые через плечи других детей руки, которые ощупывали меня, здороваясь, буквально переворачивали душу… Именно тогда, в 1981 году, я впервые почувствовал себя настоящим педагогом и ученым, вся наука которого призвана служить этим детишкам.Легко сказать – «служить». Нам невозможно даже отдаленно представить себе, с какими сложностями сопряжено преодоление Суворовым каждой новой ступени в своем профессиональном развитии. Этот человек ни разу не видел московских улиц, тем не менее в общих чертах представляет себе карту города и назубок знает необходимые ему маршруты городского транспорта.Освоив как обычную, так и специальную брайлевскую клавиатуру, свободно обращается как со стационарным, так и с переносным персональными компьютерами. Ведет спецкурс по предмету «совместная педагогика» в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ). И все это, не забывайте, на фоне напряженной научно-исследовательской деятельности.[i][b]Шестое чувство профессора Суворова[/b][/i]А начиналось все с банальных поездок в обычные пионерлагеря. По возможности избегая назойливой опеки со стороны зрячих, Суворов адаптировался к самостоятельной педагогике.Начинал с обучения детей дактильному (пальцевому) алфавиту – основному способу общения слепоглухих с другими людьми, посредством которого слова и буквы обычного языка воспринимаются через осязание пальцев переводчика. Постепенно круг общения расширялся, и со временем свет увидел авторский курс ускоренного обучения дактильной азбуке. «Теперь при острой необходимости любого человека, кроме совсем уж пожилых, я в состоянии обучить азам дактильной речи за день», – утверждает Суворов.Так сложился круг основных научных интересов. Сам профессор Суворов называет его совместной педагогикой, понимая под этим термином организацию общения инвалидов с обычными, относительно здоровыми членами общества. В 1994 году на тему «Саморазвитие личности в условиях экстремальной ситуации слепоглухоты» успешно защищена кандидатская диссертация, и буквально сразу же, меньше чем с двухлетним интервалом, – докторская, под названием «Человечность как фактор саморазвития личности». «Почти все уже было готово заранее, задолго до первой защиты», – небрежно машет рукой, объясняя этот «подвиг», автор.[b]– Александр Васильевич, у вас первая группа инвалидности. Как же в советское время, когда Кодекс законов о труде блюли до предела скрупулезно, вам официально разрешили работать?[/b] – удивляюсь я.– Ну, первая группа у меня по зрению, а на предприятиях Всероссийского общества слепых даже тотально незрячие люди, как известно, имели возможность трудиться. Но, если трактовать законодательство буквально, ваше сомнение понятно. Однажды меня было позвали в одно детское реабилитационное учреждение на работу по совместительству психологом-консультантом, но тут же дали задний ход «из-за нетрудоспособности». А вообще-то всегда как-то получалось, что на соответствующую статью Трудового кодекса кадровики просто закрывали глаза.[b]– А что стало с вашими коллегами по экспериментальной четверке студентов?[/b]– Один из них – Юра – уже ушел из жизни. Сергей активно трудится в аппарате Всероссийского общества слепых. Наталья стала хорошей мамой, а теперь уже воспитывает внуков…[i][b]Повелитель экстремальщины[/b][/i]Мне всегда казалось, будто одни недостатки человеческого организма в какой-то мере компенсируются другими достоинствами. Так, мое собственное не ахти какое зрение, казалось, «перетекло» в слух, острота и музыкальная абсолютность которого еще в моем раннем детстве поражали близких. Но, если эта теория верна, куда же тогда «перетекли» суворовские слух со зрением? В обоняние? В осязание при помощи на ощупь очень теплых и по-мужски дружелюбных рук? А может, в пресловутое шестое чувство, ведущее его по жизни?Легендарной стала так называемая «Антиэкстремальная коалиция» – свод правил, алгоритмов и методов поведения, призванных облегчить жизнь инвалидам в мегаполисе. Этот труд Суворов создавал, основываясь на собственных ошибках и лично набитых шишках.– В первом приближении суть методики в следующем, – объясняет нынешний ассистент и переводчик Александра Суворова пятикурсник МГППУ Олег Гуров. – Выходя из дома, Суворов заготавливал набор напечатанных на обычной печатной машинке (дело было еще в советское время) отдельных просьб или инструкций. К примеру, первая: «Я слепой и глухой, хотя способен говорить. Отведите меня, пожалуйста, к ближайшей автобусной остановке и посадите на такой-то маршрут».В салоне пассажирам он предъявлял следующую страницу: «Помогите выйти на такой-то остановке». У цели – например, возле обувного магазина – в дело шла очередная бумага: «Если не сложно, подберите нужный мне размер ботинок».Опыт показал, что подобная методика, если ей правильно пользоваться, едва ли не важнее всех вместе взятых мер социальной поддержки![b]– Неужели на бандитов ни разу не нарывались?![/b] – удивленно интересуюсь я у Суворова.– Во всяком случае, они мне не представлялись, – смеется тот. – В 1984 году был единственный случай, когда меня крупно обманули: помогли сделать покупку, а потом попросили в долг 50 рублей и назвали фальшивый адрес собственного места жительства. А так в основном везет на хороших людей.Раз, помню, заблудился, гуляя в парке, и углубился в сторону леса. В итоге вывела меня к моему дому группа скинхедов. Потом мы еще вместе посидели на лавочке у подъезда и мило пообщались. Могу сказать, что прически молодых людей меня премного позабавили.Кстати, само слово «скинхед» именно тогда я впервые и узнал![i][b]Янтарный Буратино[/b][/i]Раскрою небольшой секрет: на беседу Суворов согласился далеко не сразу. Позже признался: сложный двойной перелом ноги. Пошел гулять и вот не уберегся… Мне нечем было поддержать разговор. Что тут скажешь? Жалеть? Сокрушаться? Ободрять? Да он сам кого хочешь приободрит! «А как же студенты, Александр Васильевич? У вас же лекция!» Мгновение – и невидящий взор приобрел орлиную горделивость, а плечи выпрямились: «Лекцию не пропущу, на занятии непременно буду!» Потом он читал свои стихи. Многие из них посвящены его маме. Мария Суворова пережила своего мужа, скончавшись в 1997 году после инсульта.Следом за ней последовали и родные сестра и брат Александра Васильевича. Сейчас он делит двухкомнатную квартиру возле железнодорожной платформы Лось с Олегом Гуровым, по отношению к которому нет-нет да проскользнет ласковое «сынок».[b]– А собственная семья, Александр Васильевич? Вы не задумывались о ней?[/b]– О женитьбе речь никогда не заходила. Конечно, мне хотелось иметь детей, но с большой вероятностью они могли бы появиться на свет нездоровыми. Кроме того, все знакомые женщины, помогавшие мне в быту, на определенном этапе начинали неосознанно командовать мной – иначе, пытались жить вместо меня. Для меня это абсолютно неприемлемо. Так что пусть уж лучше дамы в моей жизни останутся в качестве… адресатов стихотворных лирических посвящений…Прошлым летом Александра Суворова наградили янтарным орденом Буратино (на снимке слева вверху), кавалеров которого выбирают дети. Как признается сам Александр Васильевич, для него эта награда – самое весомое признание его заслуг в воспитании и образовании молодежи.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.