Умирает зайчик мой
[b]В Доме Ханжонкова в эти дни проходит первый весенний фестиваль российского кино «Любить по-русски».[/b]Вообще любовь по национальному признаку — штука куда какая сомнительная, и тут можно всерьез поспорить с апологетами чисто русской любви. Впрочем, не время и не место сталкивать лбами сторонников любви отечественной и ее же, к примеру, норвежской. Хотя очень хочется, честно говоря, слегка охладить пыл тех, кто всерьез считает любовь по-русски некоей особенной категорией, вмещающей чистоту, искренность чувств, верность до гроба и умилительную необузданность. Но не будем. Давайте лучше о кино.В рамках фестиваля показали «Башмачника» Владимира Зайкина. «Башмачника» ждали долго — он должен был выйти год назад, но проклятые финансы портили все дело. Наконец увидели. Еще давно, рассказывая о своем новом фильме, Зайкин пообещал, что это будет первый российский комикс. И что самое смешное — не соврал. Правда, за то время, что фильм добирался до зрителя, другие режиссеры успели попотчевать нас этим жанром — взять хотя бы «Ивана-дурака», это ж вообще аж киберкомикс. Впрочем, многие режиссеры, снимая кино, не подозревают о том, что снимают комикс. Например, Дмитрий Месхиев со своей «Механической сюитой» попал почти в яблочко жанра. Только он об этом не знал, думая, что делает фильм с мощным моральным подтекстом. Сам, видимо, того не подозревая, пытается делать комиксы Анатолий Эйрамджан, но они вульгарны и несмешны.«Башмачник» хорош тем, что никакого подтекста в нем нет. Как нет и морали.Замысел «Башмачника» — вот он, на ладони: снять просто смешной фильм. Но избегая при этом запусканий тортом в лицо, падений в лужу во фраке и прочих примет чаплинских комедий. Главный герой, башмачник — продавец в обувном магазине (Сергей Горобченко), влюбляется в юную красавицу (Виктория Толстоганова), жену нового русского (Семен Фурман). Папаша башмачника — только что отмотавший очередной срок прохиндей, который случайно получает «заказ» на того самого нового русского. Дальше пересказывать нет смысла, потому что сюжет предельно раздроблен, хоть и связан единой линией — развивающейся любовью Антона-башмачникаи Алисы — новой русской. Ктото кого-то беспрестанно заказывает, однако жертве удается избежать смерти, а исполнителю — сурового наказания от заказчика. Чемоданы денег кочуют из рук в руки, никому в результате не доставшись. Все стреляют, все взрывается, герои один за другим падают с крыш, но крови за весь фильм не проливается ни капли. Актеры преувеличенно лицедействуют, рисуя своих персонажей одним-двумя мазками.Фильм напоминает скорее цирковую арену, где собралось непривычно большое количество Бимов и Бомов, разыгрывающих «пиф-паф, ой-ой-ой, умирает зайчик мой», после чего зайчик, как положено, радостно смывается в новую счастливую жизнь.Моментами получается действительно смешно, хотя комикс все же предполагает более прямые сюжетные линии. Скорее всего, «Башмачник» вызовет нарекания критики, и многие из этих нареканий окажутся справедливыми. Но, что ни говорите, Зайкину почти удалось соблюсти чистоту жанра, что вообще-то непросто всегда, а сейчас, когда российское кино окончательно запуталось в бесплодных поисках новых форм, это сложно вдвойне. «Что вы хотели сказать своим фильмом?» И знаете, иногда очень приятно услышать: «Ничего».