Вампир стал ветеринаром
КАРТИНА «Воды слонам!» с модным в женском сообществе актером Робертом Паттинсоном («Сумерки») ожидалась с нетерпением не только его юными фанатками. Ибо в ней впервые за 5 лет после «Оскара» за «Переступить черту» снялась любимица всей Америки Риз Уизерспун, а роль главного злодея досталась австрийцу Кристофу Вальцу, чья игра у Тарантино «В бесславных ублюдках» стала главной сенсацией кинематографического года.Если же учесть, что фильм режиссера Френсиса Лоуренса («Я – легенда») является вольной экранизацией одноименной романтической мелодрамы Сары Груэн, не покидавшей список бестселлеров 12 недель, то завышенные ожидания будут оправданы далеко не у всех. Но если не предъявлять к фильму особо повышенных требований, то можно признать, что получилась вполне сносная экранизация, далекая от тех слезливых мелодрам, которыми ныне потчует Голливуд весь мир.Ее действие разворачивается во времена Великой американской депрессии, в начале тридцатых. Выходец из Польши Якоб (Паттинсон) учится на ветеринара в престижном Корнеле.Однако, после того как его родители погибли в автокатастрофе, он вынужден бросить учебу и отправиться пешком по рельсам на заработки.Вспрыгнув на проходящий поезд, Якоб неожиданно попадает в блестящий внешне и суровый изнутри мир бродячих цирковых артистов. Владелец цирка Август (Вальц) поначалу глядит на новичка-чернорабочего с презрением, но, когда узнает, что тот учился на ветеринара, поручает ему уход за животными и приближает к себе.Но Якоба непреодолимо влечет к Марлене (Уизерспун), местной наезднице и единственной звезде труппы цирка Бензини. Когда-то ее еще ребенком нашел в сиротском доме харизматичный Август и стал обучать цирковому мастерству. Со временем она стала ему женой и главной приманкой для зрителей. Вальц блестяще играет не просто жестокого самодура и тирана, но человека, взвалившего на себя непосильную ношу владельца цирка и поэтому вынужденного быть жестоким с подчиненными и животными.Это ему нежная Марлена не может простить, и в возникшем любовном треугольнике она все больше склоняется на сторону молодого Якоба. Хотя костяк сюжета подозрительно схож с «Дорогой» Феллини, однако большинство фигурантов цирковой труппы показаны без особого романтического флера. Оказывается, бедняки не менее жестоки, чем хозяин и двое его оруженосцев: в критический момент, желая отомстить Августу за унижения, они выпускают диких зверей из клеток, что приводит к катастрофе.Еще раньше они же хотели сбросить Якоба с поезда, и лишь чудодейственное знание польского языка помогло герою спастись от верной смерти. Эпоха тридцатых показана в фильме без прикрас: животных кормят тухлым мясом с червями, а Август истязает до крови слониху Рози железным крюком. Эти «вкусные» подробности образуют мрачный фон, на котором постепенно разгорается любовь Марлены к благородному Якобу.Модный Паттинсон, сыгравший, кроме вампира, молодого Сальвадора Дали, выглядит довольно убедительно, но набор мимики его лица ограничен, и поэтому вряд ли его ждет славное актерское будущее. Но как герой-любовник он уже состоялся. Очаровательная Уизер спун, не прибегая к услугам дублеров, неожиданно демонстрирует незаурядные цирковые навыки: она умело гарцует на лошади, выполняет сложные трюки на трапеции и на слонихе.Режиссура Лоуренса – уверенная и солидная, но фильм вряд ли станет культовым, ибо ему не хватает эмоциональности и оригинальности, которые с избытком присутствовали в цирковых фильмах Феллини и Бергмана. Да и жанрово он получился каким-то размытым, излишне постмодернистским.Режиссер пытается сплавить воедино элементы триллера, мелодрамы, драмы и даже сказки, но это у него не всегда получается плодотворно.