На грани сна и яви
НА МГНОВЕНИЕ мне показалось, что я оказалась на каком-то европейском кинофестивале. Но скорее на неофициальной его части, потому что стоящая прямо напротив меня Изабель Юппер была одета простенько – в белую рубашку и джинсы. Она переминалась с ноги на ногу, поправляла манжеты рубашки, моргала, хмурилась, а потом вдруг победно заулыбалась.
Однако все это происходило не в Европе, а в Ермолаевском переулке, 17. И изображение актрисы в полный рост проецировалось на стену, впрочем, эффект живого присутствия был мощный.
В Московском музее современного искусства разместилась выставка видеоарта «Расширенное кино». Она стала первой частью ХII «Медиафорума», открывшегося в рамках 33-го Международного кинофестиваля.
Экспозиция представила работы известных отечественных и зарубежных художников, таких как Фиона Тан, Гари Хилл, Лесли Торнтон, Виктор Алимпиев, группы «Синий суп» и «Провмыза», Юрий Альберт. Выставка получилась достаточно мощной и красивой. Так что у тех, кто относится к видеоарту скептически, есть возможность, посетив ее, изменить свое мнение об этом виде искусства в лучшую сторону.
Это связано, главным образом, с качеством работ, но все-таки не лишне упомянуть и об очень корректном их размещении. Почти каждое произведение проецируется на большом экране (а то и на двух или на шести). И практически для всех работ выделено отдельное помещение.
ММСИ в Ермолаевском переулке со своими просторными четырьмя этажами может позволить себе такую роскошь.
Но как же выгодно благодаря этому экспозиция отличается от самых первых выставок видеоарта, проходивших в Москве лет 10 назад, когда всего в одном зале размещали множество маленьких мониторов. Их герои перекрикивали друг друга, и все это вызывало только одну головную боль вместо обещанного удовольствия.
Сейчас, по словам директора «Медиафорума» ММКФ Ольги Шишко, каждый зарубежный автор присылает обширнейший райдер, где подробно расписано, как и в каких условиях размещать его произведение.
Например, художница из Нидерландов Фиона Тан просила, чтобы ее инсталляцию «Подъем и падение» поместили в комнату с серыми стенами. Требование совершенно справедливо, поскольку слишком светлое помещение, наверное, не соответствовало бы той атмосфере на грани сна и яви, в которую нас помещает работа художницы.
Видео Фионы Тан примечательно тем, что смотреть его можно хоть с начала, хоть с середины. Важно, что, поглядев на экран всего пару минут, уже не только понимаешь, что хотел сказать автор, но и получаешь очень цельное, глубокое впечатление. В идеале таким и должен быть видеоарт. Потому что если ролики слишком затянуты, они уже начинают напоминать клипы или фильмы, а это, по идее, уже совсем другие форматы. В числе лучших работ выставки назовем и то самое видео с Изабель Юппер, созданное американцем Гэри Хиллом.
Среди произведений наших соотечественников, пожалуй, наиболее впечатляет «Silent Horizon» российского скульптора Юрия Календарева, ныне живущего в Италии, и питерского режиссера Евгения Юфита. Один из них создал скульптуру для инсталляции и написал музыку, другой снял 30-минутное видео «по мотивам» предложенного саундтрека. Эта работа действует на зрителя точно так же, как и видео Фионы Тан – уже те несколько кадров, которые наблюдаешь в течение парытройки минут, создают очень яркие и памятные образы.