Следует ли сохранять трамвай в городе
[b]Роковые шестидесятые[/b]Сегодня в нашем городе 47 трамвайных маршрутов. По развитию этого транспорта, по степени охваченности им различных районов, по общей длине путей Москва находится примерно на уровне начала 1930-х годов.Тогда максимальным номером маршрута, который можно было увидеть на вагонах, был 51-й, а трамвайные линии простирались от Михалкова на севере до Нижних Котлов на юге, от Красной Пресни на западе до Шоссе Энтузиастов на востоке. К 1938 году трамвай в Москве переживал расцвет: рельсы пришли в деревенские предместья (Фили, Щукино), подошли к баракам Метрогородка и Автозавода им. Сталина, при этом густой трамвайной сетью по-прежнему был окутан и центр (Бульварное и Садовое кольца, Моховая, Варварка, Китайский пр-д…)По-настоящему беспощадные времена для московского трамвая настали в шестидесятые. Следуя общемировым прогрессивным, как тогда казалось, тенденциям, градостроители не жалели чернил, чтобы перечеркнуть трамвайные линии на московских картах. «Букашка» — маршрут «Б» на Садовом – уступил место троллейбусу.Жалкий отрезок от Кировской до Яузских ворот оставили на Бульварном кольце «Аннушке».Апофеозом антитрамвайной транспортной политики времен развитого социализма стала ликвидация линии на ул. Большая Грузинская (здесь ходил 25-й маршрут), в результате чего Краснопресненское депо оказалось… отрезано от остальной городской сети. Именно тогда трамвай на северо-западе столицы начал медленно, но верно угасать. Маленький пример: чтобы отремонтировать вагон из Краснопресненского депо, его везут на завод на Волочаевской улице ночью на… тягачах.[b]Хроника стальной смерти[/b]Но, быть может, трамвай безнадежно устарел и должен остаться в двадцатом веке? Мировой опыт не позволяет согласиться с таким утверждением. В конце 1980-х и в 1990-е годы в развитых странах этот вид транспорта испытал настоящий ренессанс. Только за 12 последних лет трамвай заново появился в 37 городах мира. Причем это не райцентры типа Коломны! В американском Балтиморе – почти 40 км новеньких линий. В Манчестере – 30,5 км. В Лондоне – 28 км. В Бирмингеме и Париже – по 20,4 км. Трамвайные маршруты открывались в Монпельеи в Саарбрюккене, в Женеве и в Генуе… Товарищи северокорейцы под мудрым руководством Ким Ир Сена и Ким Чен Ира вообще уложили в Пхеньяне за последние 11 лет 53 километра трамвайных путей.А что в Москве? С 1982 года трамвайные пути в Белокаменной укоротились на 41 километр. Гораздо сильнее – с 1215 до 870 единиц – сократился за то же время вагонный парк. И ладно бы трамвай исчезал в действительно безвыходных ситуациях! Вот неполный перечень линий, закрытых в нашем городе начиная уже с перестроечного времени. Судите сами, насколько оправдан был «секвестр».[b]АВГУСТ 1985 г.[/b] 800 метров трамвайных путей «временно» закрыты для движения в связи со строительством жилого дома. Землеотвод под рельсы, по которым раньше ходили трамваи 24-го и 38-го маршрутов, сохранен до сих пор, но движение не восстановлено.[b]МАЙ 1986 г.[/b] Полтора километра линии от Госпитального моста до Старокирочного переулка закрыты ввиду прокладки Третьего кольца через Лефортово. Несмотря на пересмотр планов, 43-й и 50-й маршруты до сих пор делают в этом районе изрядный крюк.[b]НОЯБРЬ 1987 г.[/b] Три с половиной километра путей исчезли между станцией «Автозаводская» и Симоновским Валом. 12-й, 15-й, 46-й и 49-й маршруты вынуждены были покинуть Восточную улицу из-за того, что завод «Динамо»… «скушал» проезжую часть улицы Ленинская Слобода вместе с трамвайными путями. Жители Дубровки потеряли удобную связь с ЗиЛом, исчез и маршрут до МГУ.[b]СЕНТЯБРЬ 1992 г.[/b] Закрыто движение по Автозаводскому мосту. После ремонта этой транспортной артерии трамваи №№ 8, 15, 16 сюда не вернулись в силу весьма спорной версии о том, что именно трамвайная нагрузка до предела износила железобетонные мостовые конструкции.[b]НОЯБРЬ 1995 г.[/b] Без трамваев №№ 5 и 7 остался проспект Мира – 5,2 км от одноименной станции метро до кинотеатра «Космос». В небытие ушли «пятерочка» и «семерка» (первоначальное обоснование реконструкция Крестовского путепровода). Вся транспортная нагрузка здесь легла на троллейбус.[b]ИЮНЬ 1999 г.[/b] 5,3 км первой в Москве линии электрического трамвая на ул. Вятская, Масловка, 8 Марта попали под бульдозер в год собственного столетнего юбилея. Вместо 27-го трамвая теперь раз в 20 минут ходит 727-й автобус.[b]ОКТЯБРЬ 2000 г.[/b] Прекращено движение трамваев по Шмитовскому проезду. Сначала по причине предстоящей реконструкции этой трассы, затем – из-за расширения Звенигородского шоссе на 3,2 км укоротилась линия 23-го маршрута.[i][b]Не пересадить ли чиновников на… трамвай?[/b][/i][b]Как говорится, продолжение следует. Но что, собственно, происходит? Почему на это молчаливо взирают сами транспортники? Об этом я спросил начальника отдела развития и городского планирования «Мосгортранса» Андрея МАРКЕЛОВА.[/b]— Практически по всем этим адресам «Мосгортранс» выступал за сохранение трамвайных линий! – заявил Андрей Александрович. – На Вятской рельсы пришлось убрать из-за того, что Москомархитектура решила сохранить сквер возле Савеловской эстакады. Теперь, правда, от сквера осталось одно название, но и трамвая там больше нет. Также мы были резко против уничтожения линий на проспекте Мира. Трамвай там не мешал транспортным потокам, шел с хорошей скоростью по обособленному полотну. Сам Крестовский путепровод не являлся источником пробок. По Ленинградскому проспекту проектировщики посчитали, что без трамвая развязка на Беговой ул.получится дешевле и эстетичнее.[b]— Но, быть может, эксплуатация трамвая очень дорогая? Целесообразен ли электротранспорт экономически?[/b]— Расчеты показывают, что при устойчивых пассажиропотоках до 4 тыс. чел./час выгоднее всего автобус, от 4 до 6 тыс. чел./час – троллейбус, а при большей нагрузке – трамвай… По Ленинградке, к примеру, трамваи перевозят до 90 тыс. человек в день. Однако новые районы почему-то уже давно проектируют без учета потребности трамвая.Выходит, трамвай экономически самый оптимальный вид наземного транспорта, а его судьбу решают архитекторы, рисующие новые развязки!!! А что же управление транспорта и связи? Ведь именно эта структура представляет в правительстве интересы и водителей трамвая, и его пассажиров! Мы долго пытались добиться ответа от сотрудника отдела пассажирского транспорта Николая Мельникова. Но Николай Петрович сказал нам, что у него очень много срочных дел. И повесил трубку.Мы не знаем, как добираются на работу чиновники управления транспорта и связи. Уж точно не на трамвае: по Новому Арбату, где располагается указанное подразделение, этот вид общественного транспорта не ходит. По-настоящему больно во всей этой нелепой ситуации другое. Повседневное использование трамвая дешево, а вот капитальное обустройство линий стоит больших денег. Ликвидация путей обрекает пассажиров на очень долгую жизнь без трамвая.Я иду по проспекту Мира.Там, где раньше лежали трамвайные пути, стоят автомашины – крутые и не очень, иномарки и отечественные. А в голове рефреном полузабытые строки Булата Окуджавы о московском трамвае:[i]Он когда-то гремел и блистал,На него любоваться ходили.А потом он устал и отстал,И его позабыли.По проспектам бежать не дают,В переулках дожить разрешают,Громких песен о нем не поют,Со смешком провожают…[/i][b]ОТ РЕДАКЦИИ[/b]. [i]Проблема трамвая не столь однозначна, как это представляется многим протестующим москвичам. По мнению проектировщиков, паутина трамвайных путей мешает упорядочить транспортную ситуацию в городе. «Вечерка» готова продолжить тему и выслушать мнение специалистов.[/i]