- Выключить коронавирус

Следует ли сохранять трамвай в городе

Коронавирус: главные события и цифры за сутки на утро 30 мая

Май в Москве может стать самым дождливым за 200 лет

«То же самое, что покинуть ООН»: что станет с ВОЗ после выхода из нее США

Не откладывай мечту: застройщики пошли навстречу москвичам, нуждающимся в жилье

Анастасия Ракова: Послабления в Москве могут быть приняты по истечении двух недель

#БУДЬДОМА онлайн-линия психологической помощи

Момент нападения на инкассаторов в Красноярске попал на видео

«Государство нас не ласкает»: зачем артисты обращаются за господдержкой

Тишковец рассказал, когда в Москву придет устойчивое теплое лето

Интерактивную карту с расписанием прогулок опубликуют 29 мая

Цискаридзе предрек катастрофу театральному искусству в России

Москвичей предупредили об аномальном похолодании

«Не готовы к созерцанию молодого тела»: Онищенко о медсестре в бикини

Врач предупредил об угрозе заражения COVID в ТЦ и салонах красоты

Подмосковный фермер рассказал, как правильно выбирать клубнику

Доктор Комаровский заявил о «глобальном разводе» в мире медицины

Следует ли сохранять трамвай в городе

[b]Роковые шестидесятые[/b] Сегодня в нашем городе 47 трамвайных маршрутов. По развитию этого транспорта, по степени охваченности им различных районов, по общей длине путей Москва находится примерно на уровне начала 1930-х годов. Тогда максимальным номером маршрута, который можно было увидеть на вагонах, был 51-й, а трамвайные линии простирались от Михалкова на севере до Нижних Котлов на юге, от Красной Пресни на западе до Шоссе Энтузиастов на востоке. К 1938 году трамвай в Москве переживал расцвет: рельсы пришли в деревенские предместья (Фили, Щукино), подошли к баракам Метрогородка и Автозавода им. Сталина, при этом густой трамвайной сетью по-прежнему был окутан и центр (Бульварное и Садовое кольца, Моховая, Варварка, Китайский пр-д…) По-настоящему беспощадные времена для московского трамвая настали в шестидесятые. Следуя общемировым прогрессивным, как тогда казалось, тенденциям, градостроители не жалели чернил, чтобы перечеркнуть трамвайные линии на московских картах. «Букашка» — маршрут «Б» на Садовом – уступил место троллейбусу. Жалкий отрезок от Кировской до Яузских ворот оставили на Бульварном кольце «Аннушке». Апофеозом антитрамвайной транспортной политики времен развитого социализма стала ликвидация линии на ул. Большая Грузинская (здесь ходил 25-й маршрут), в результате чего Краснопресненское депо оказалось… отрезано от остальной городской сети. Именно тогда трамвай на северо-западе столицы начал медленно, но верно угасать. Маленький пример: чтобы отремонтировать вагон из Краснопресненского депо, его везут на завод на Волочаевской улице ночью на… тягачах. [b]Хроника стальной смерти[/b] Но, быть может, трамвай безнадежно устарел и должен остаться в двадцатом веке? Мировой опыт не позволяет согласиться с таким утверждением. В конце 1980-х и в 1990-е годы в развитых странах этот вид транспорта испытал настоящий ренессанс. Только за 12 последних лет трамвай заново появился в 37 городах мира. Причем это не райцентры типа Коломны! В американском Балтиморе – почти 40 км новеньких линий. В Манчестере – 30,5 км. В Лондоне – 28 км. В Бирмингеме и Париже – по 20,4 км. Трамвайные маршруты открывались в Монпельеи в Саарбрюккене, в Женеве и в Генуе… Товарищи северокорейцы под мудрым руководством Ким Ир Сена и Ким Чен Ира вообще уложили в Пхеньяне за последние 11 лет 53 километра трамвайных путей. А что в Москве? С 1982 года трамвайные пути в Белокаменной укоротились на 41 километр. Гораздо сильнее – с 1215 до 870 единиц – сократился за то же время вагонный парк. И ладно бы трамвай исчезал в действительно безвыходных ситуациях! Вот неполный перечень линий, закрытых в нашем городе начиная уже с перестроечного времени. Судите сами, насколько оправдан был «секвестр». [b]АВГУСТ 1985 г.[/b] 800 метров трамвайных путей «временно» закрыты для движения в связи со строительством жилого дома. Землеотвод под рельсы, по которым раньше ходили трамваи 24-го и 38-го маршрутов, сохранен до сих пор, но движение не восстановлено. [b]МАЙ 1986 г.[/b] Полтора километра линии от Госпитального моста до Старокирочного переулка закрыты ввиду прокладки Третьего кольца через Лефортово. Несмотря на пересмотр планов, 43-й и 50-й маршруты до сих пор делают в этом районе изрядный крюк. [b]НОЯБРЬ 1987 г.[/b] Три с половиной километра путей исчезли между станцией «Автозаводская» и Симоновским Валом. 12-й, 15-й, 46-й и 49-й маршруты вынуждены были покинуть Восточную улицу из-за того, что завод «Динамо»… «скушал» проезжую часть улицы Ленинская Слобода вместе с трамвайными путями. Жители Дубровки потеряли удобную связь с ЗиЛом, исчез и маршрут до МГУ. [b]СЕНТЯБРЬ 1992 г.[/b] Закрыто движение по Автозаводскому мосту. После ремонта этой транспортной артерии трамваи №№ 8, 15, 16 сюда не вернулись в силу весьма спорной версии о том, что именно трамвайная нагрузка до предела износила железобетонные мостовые конструкции. [b]НОЯБРЬ 1995 г.[/b] Без трамваев №№ 5 и 7 остался проспект Мира – 5,2 км от одноименной станции метро до кинотеатра «Космос». В небытие ушли «пятерочка» и «семерка» (первоначальное обоснование реконструкция Крестовского путепровода). Вся транспортная нагрузка здесь легла на троллейбус. [b]ИЮНЬ 1999 г.[/b] 5,3 км первой в Москве линии электрического трамвая на ул. Вятская, Масловка, 8 Марта попали под бульдозер в год собственного столетнего юбилея. Вместо 27-го трамвая теперь раз в 20 минут ходит 727-й автобус. [b]ОКТЯБРЬ 2000 г.[/b] Прекращено движение трамваев по Шмитовскому проезду. Сначала по причине предстоящей реконструкции этой трассы, затем – из-за расширения Звенигородского шоссе на 3,2 км укоротилась линия 23-го маршрута. [i][b]Не пересадить ли чиновников на… трамвай?[/b][/i] [b]Как говорится, продолжение следует. Но что, собственно, происходит? Почему на это молчаливо взирают сами транспортники? Об этом я спросил начальника отдела развития и городского планирования «Мосгортранса» Андрея МАРКЕЛОВА.[/b] — Практически по всем этим адресам «Мосгортранс» выступал за сохранение трамвайных линий! – заявил Андрей Александрович. – На Вятской рельсы пришлось убрать из-за того, что Москомархитектура решила сохранить сквер возле Савеловской эстакады. Теперь, правда, от сквера осталось одно название, но и трамвая там больше нет. Также мы были резко против уничтожения линий на проспекте Мира. Трамвай там не мешал транспортным потокам, шел с хорошей скоростью по обособленному полотну. Сам Крестовский путепровод не являлся источником пробок. По Ленинградскому проспекту проектировщики посчитали, что без трамвая развязка на Беговой ул. получится дешевле и эстетичнее. [b]— Но, быть может, эксплуатация трамвая очень дорогая? Целесообразен ли электротранспорт экономически?[/b] — Расчеты показывают, что при устойчивых пассажиропотоках до 4 тыс. чел./час выгоднее всего автобус, от 4 до 6 тыс. чел./час – троллейбус, а при большей нагрузке – трамвай… По Ленинградке, к примеру, трамваи перевозят до 90 тыс. человек в день. Однако новые районы почему-то уже давно проектируют без учета потребности трамвая. Выходит, трамвай экономически самый оптимальный вид наземного транспорта, а его судьбу решают архитекторы, рисующие новые развязки!!! А что же управление транспорта и связи? Ведь именно эта структура представляет в правительстве интересы и водителей трамвая, и его пассажиров! Мы долго пытались добиться ответа от сотрудника отдела пассажирского транспорта Николая Мельникова. Но Николай Петрович сказал нам, что у него очень много срочных дел. И повесил трубку. Мы не знаем, как добираются на работу чиновники управления транспорта и связи. Уж точно не на трамвае: по Новому Арбату, где располагается указанное подразделение, этот вид общественного транспорта не ходит. По-настоящему больно во всей этой нелепой ситуации другое. Повседневное использование трамвая дешево, а вот капитальное обустройство линий стоит больших денег. Ликвидация путей обрекает пассажиров на очень долгую жизнь без трамвая. Я иду по проспекту Мира. Там, где раньше лежали трамвайные пути, стоят автомашины – крутые и не очень, иномарки и отечественные. А в голове рефреном полузабытые строки Булата Окуджавы о московском трамвае: [i]Он когда-то гремел и блистал, На него любоваться ходили. А потом он устал и отстал, И его позабыли. По проспектам бежать не дают, В переулках дожить разрешают, Громких песен о нем не поют, Со смешком провожают…[/i] [b]ОТ РЕДАКЦИИ[/b]. [i]Проблема трамвая не столь однозначна, как это представляется многим протестующим москвичам. По мнению проектировщиков, паутина трамвайных путей мешает упорядочить транспортную ситуацию в городе. «Вечерка» готова продолжить тему и выслушать мнение специалистов.[/i]

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

78324 +3599 (за сутки)

Выздоровели

178196 +2367 (за сутки)

Выявлено

2408 +78 (за сутки)

Умерли

Полина Алексейчук

Маша съехалась с узбеком

Анатолий Горняк

Таксист, который тебя спас

Анастасия Заводовская

Как поссорился Трамп с «Твиттером»

Екатерина Рощина

Звезды против звезд, или Пауки в банке

Олег Фочкин

Как исправить прошлое

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Время — это дар. Как им воспользоваться

Никита Миронов  

Девушки, перестаньте красить лицо

Камран Гасанов

Турция прибирает к рукам Ливию: чем ответит Путин

Идущие по следу Создателя: совершенный мир нуждается в постоянном совершенствовании

Аттестат без ЕГЭ

Информация в оболочке. Ученые считают, что благодаря вирусам зародилась жизнь

27 мая – День библиотекаря и борьбы с рассеянным склерозом