Дураки и картины
То, что российское кино смотрят плохо и у нас, и у них, знают все. Но вот что с этим делать – мало кто представляет.В рамках 33-го ММКФ прошла третья конференция Всероссийского форума «Кино России 2020». В библиотечном зале отеля «Арарат Парк Хаятт» видные представители киноиндустрии обсуждали актуальную тему «Перезагрузка системы международного продвижения российского кино». Говорили о том, как эффективно стимулировать российское кинопроизводство. О том, как правильнее продвигать российское кино на международные фестивали. Как помогать дистрибьюторам российского кино в Европе. О подводных рифах копродукции и о многом другом.Возглавил диалог генеральный директор Первого канала Константин Эрнст, вела заседание новый директор «Совэкспортфильма» Екатерина Мцитуридзе.– Московский фестиваль не только проводит мировые премьеры, но и становится бизнес площадкой, – отметил генеральный продюсер ММКФ Леонид Верещагин. – На фестиваль стали приезжать не только звезды, но и продюсеры, агенты, дистрибьюторы. Это для нас ново, но считаю, что фестиваль развивается в нужном направлении.– За последние два года правительство много сделало для развития киноиндустрии, – считает директор Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования правительства РФ Денис Молчанов. – Создан Совет по развитию кинематографии, фонд, проводится реорганизация «Совэкспортфильма».При этом веско заметил:– Государство может сделать очень много, только заставить смотреть плохое кино оно не может.Константин Эрнст внес трезвую нотку:– Примерно семь лет назад на экранах начали появляться российские фильмы, сборы от которых даже превышали сборы от американских блокбастеров. Возникла некая эйфория… А Первый канал с «Дозорами» не только заработал в международном прокате, но и подарил Голливуду вампирскую тему, ставшую суперпопулярной. Я имею в виду «Сумерки» и подобные фильмы. Но эйфория прошла. Согласно опросу Первого канала сейчас около 35 процентов зрителей, выходящих из кинотеатров, не хотят смотреть русское кино. Виноваты мы сами. «Яйца судьбы» и молочные железы Анны Семенович отвратили окончательно от российского кино зрителя. Мы их столько раз обманывали, а большая аудитория обмана не прощает. Дураки нам серьезно испортили площадку – и нас всех не устраивает эта ситуация…Эрнст считает, что у российских фильмов реально невысокая популярность и внутри, и вне страны:– Наши картины практически не получают призы на международных кинофестивалях. Нас такая ситуация не устраивает. Мы очень разобщены. Нам надо собраться и договориться, как жить дальше…И предложил создать в России организацию, которая будет лоббировать интересы русского кино на Западе, используя государственные и спонсорские деньги.Продюсер Сергей Сельянов подчеркнул, что для успешного проката наших фильмов за рубежом нужны дополнительные деньги, которые будут снижать риски локальных дистрибьюторов. Это европейская практика.Может быть, надо учредить фонд, который бы работал на частные инвестиции, на деньги правообладателей фильмов и государственном финансировании… А копродукция, считает Сельянов, очень непростой и даже местами «скользкий» путь, так как «многие зарубежные партнеры занимаются выжиманием средств и не заботятся при этом о продвижении фильма в прокат даже в собственных странах».Отборщик по Восточной Европе Венецианского МКФ Алена Шумакова призвала сменить «имидж страны»:– Россия в целом за рубежом до сих пор воспринимается через стереотипы 60-х – «оттепель», березки… И если российские кинематографисты желают вызвать к себе интерес европейских копродюсеров, следовало бы обновить на экране культурный имидж всей страны. Постараться уйти от эпигонства Тарковского и от «малахольности чернухи».Режиссер Алексей Учитель напомнил:– Чтобы стать успешным в премиальной истории («Золотой глобус», «Оскар»), также нужны деньги. Я помню, с какой жалостью на меня посмотрели в Лос-Анджелесе, когда узнали о бюджете в 5 тысяч долларов для продвижения «Дневника его жены» и чуточку благотворительно помогли. С фильмом «Край» ситуация была уже другая благодаря Первому каналу… Я убежден, что фильм нельзя в одиночку бросать на «Оскар». Продвижением фильма должен заниматься и российский «оскаровский» комитет.Екатерина Мцитуридзе завершила двухчасовые прения любопытной позитивной информацией:– Скоро «Совэкспортфильм» учредит в стратегически важных регионах страны кинокомиссии, которые помогали бы иностранным производителям в подборе мест для съемок и организации работы.