Пять икон на четырёх досках
ОСЕНЬ – время музейных премьер. Пушкинском – достаточно известный Дали, в Кремле – практически забытый в России Пуаре. Третьяковская галерея тоже не отстает от коллег – ее «варяжский» гость – Антонелло да Мессина, художник раннего Возрождения. Правда, на музейном небосводе все не так уж спокойно. Дело в том, что выставка сицилийского художника должна была случиться в феврале. Но ее долго переносили. В итоге открыли в сентябре. И показали публике всего-то четыре иконы. Министр культуры области Сицилия Себастьяно Миссинео ответил как заправский дипломат: – Мы выбрали произведения, наиболее полно отражающие манеру автора, к тому же способные перенести дорогу. А с другими работами вы можете ознакомиться, приехав на Сицилию. Ну да ладно. В любом случае для нас, россиян, увидеть работы Антонелло да Мессины – огромная редкость. Хотя москвичи наверняка помнят «Святого Себастьяна» – самую известную работу мастера, ее привозили лет пять назад. В Третьяковке, кроме «Мадонны с младенцем» и образа Христа на обратной стороне, мы увидим трех святых отцов церкви: Григория, Иеронима и Августина. Двусторонние картины непривычны для нас. – Но для Сицилии это обычное явление, – пояснила куратор выставки Джулия Дави. – Двусторонние картины участвовали в крестных ходах. В процессе движения они поворачивались, чтобы можно было видеть и одну, и другую сторону. Мадонна на этой доске изображена в красных одеждах, что красноречиво указывает на ее божественное начало. На более ранней картине (ее мы, к огромному сожалению, не увидим на выставке) Мессина изобразил Мадонну в голубых одеждах, что говорит о ее земном происхождении. И в этом, по мнению Джулии, заключена верность сицилийским традициям автора. Образ Христа на оборотной стороне «Мадонны с младенцем» сильно потерт. Видимо, сицилийцы гладили и целовали изображение. Говоря о невеликих размерах этих икон, Джулия Дави предположила, что, видимо, они много путешествовали, как путные православные иконы. Напротив двусторонней иконы расположена верхняя часть алтаря – святые Иероним, Григорий и Августин. Несомненно, многое в них напоминает византийские иконы, которые, вероятно, художник видел в Сицилии. Но что касается легкого, совершенно нейтрального золотого фона, из какого художественного течения появился он? Антонелло да Мессина жил на перекрестке морских путей и культур. Он сумел впитать и переработать самые противоречивые идейные и художественные течения своего времени – и мир «бесконечно малых величин» нидерландцев, и спокойный монументальный язык Пьеро дела Франческа, и перспективные искания Мантеньи. Виктория Маркова, куратор выставки с российской стороны, объяснила стержень работ Антонелло да Мессины: – Он начал разрабатывать совершенно новый тип портрета – психологический. Достаточно сложная задача для мастеров Раннего Возрождения. Но ему она с блеском удалась. Потому-то он и стал последним из художников, кто завершил формирование новой ренессансной гуманистической культуры на территории всей Италии, включая Сицилию. В декабре Третьяковка повезет в Палермо русских авангардистов. Итальянцы, конечно же, жаждут шедевров. Ну что ж, русские всегда отличались широтой. [b]Выставка открыта до 20 ноября фото Нины ДЗАССОХОВОЙ[/b]