Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Кому мешают «Синие носы»

Развлечения
Кому мешают «Синие носы»

Их имена не сходили с первых полос газет весь прошлый год. И бог знает, что они нам еще устроят в этом. Александр Шабуров и Вячеслав Мизин – участники арт-дуэта «Синие носы», авторы скандальных работ «Маски-шоу» и «Эра милосердия», с легкой руки министра культуры так и не доехавших до Парижа на выставку, организованную Третьяковской галереей. О том, каково это – нести на плечах бремя скандальной славы, «Вечерке» рассказал Александр Шабуров. [b]Президента забудут, а мы творим на века [/b]– Я шучу, что мы — самые запрещенные в России художники. Только в прошедшем году у нас четыре раза были проблемы с официальным вывозом работ в зарубежные музеи. И еще два раза выставки, в которых мы участвовали, становились предметом судебного разбирательства. Вот и сейчас против куратора Третьяковской галереи Андрея Ерофеева заведено уголовное дело за выставку «Запретное искусство-2006» в Музее Сахарова. Хотя это по сути своей культурологическое исследование — какие работы и почему снимались с выставок в последние десятилетия, начиная с СССР и до наших дней. [b]– Может быть, все дело в том, что герои многих ваших работ – известные политики?[/b] – Гарри Поттер и Бен Ладен никакие не политики. Мы живем в массмедийной реальности, каждый вечер к нам из телевизора приходят медиа-персонажи и поп-звезды, которые становятся нам ближе, чем члены семьи, не говоря уж о соседях. Конечно, в наших работах есть политический аспект, но это лишь один из слоев многослойного пирога. Мы же не политические карикатуристы, у нас своя сверхзадача. Президент сменится, и его все забудут, а мы творим на века. [b]– Вы декларируете, что ваше искусство понятно и пионерам, и пенсионерам.[/b] – Дело в том, что современное искусство в нашей стране герметично. Мало кому понятно и интересно. В силу исторических причин оно мало связано с традиционной и массовой культурой. Раньше оно было инструментом холодной войны, сейчас — глобализации. Художники привыкли адресовать свои творения воображаемому «международному контексту», а здесь живут своим кружком, за пределами которого их не воспринимают. Мы же сформировались в провинции. У нас там не было сколько-нибудь многочисленной профессиональной тусовки, в которой можно было самозакупориться. Поэтому мы занимаемся не столько «современным искусством», сколько его критикой. Всякий раз делаем нечто такое, что понятно не только интеллектуалам, но и простым обывателям. [b]– Но не министрам культуры? Ведь именно вашу работу «Целующиеся милиционеры» («Эра милосердия») он назвал «порнографией и позором России». [/b]– Это единственное, что он смог там запомнить. В нашей работе можно выискивать культурные аллюзии, а можно свести ее содержание к простому анекдоту. Пересказать двумя словами. Попробовал бы министр описать в двух словах картину какого-нибудь нашего предшественника-концептуалиста — ничего не вышло бы! «Серый квадрат, два чуть более серых треугольника и четыре чуть менее серых полоски — это позор России!» [b]– Сейчас, по прошествии времени, как считаете: нашумевшее высказывание министра в ваш адрес вам больше навредило или помогло? Ведь скандал, как известно, двигатель рекламы. [/b]– Конечно, первую неделю мы переживали: неприятно, когда тебя неадекватно оценивают. Но мы же не в сталинское время живем, когда после критической реплики вас могут исключить из творческого союза или даже посадить в лагерь. Собственно, Соколов здесь ни при чем. Наши работы с парижской выставки исключила сама Третьяковка по указанию Швыдкого. Соколов захотел публично высечь выставку, которую курировал Швыдкой, – они, видимо, друг друга не любят. А получилось, что высек самого себя. Все это параллельная реальность, не имеющая к нам никакого отношения. [b]– Но я слышала, что у вас из-за этого сорвалась персональная выставка в той же Третьяковке?[/b] – Да, она по разным причинам откладывалась, а сейчас, после скандала, про нее уже не вспомнят. Что до Соколова, конечно, у каждого человека могут быть свои взгляды. Но на месте министра культуры я бы все-таки учитывал, что в обществе много групп населения, носителей разных культур. Да, идеологические и культурные приоритеты в обществе меняются. Одни элиты, приобретая вес, декларируют, что их взгляды — единственно правильные, другие маргинализируются. Прежние маргиналы самоутверждаются за счет нынешних. Возможно, кто-то больше нуждается в господдержке, кто-то меньше. Но все должны быть социализированы. Иначе отверженные пойдут в наркоманы и террористы и станут убивать наших родственников в подворотне. С другой стороны, то, что Соколов оказался таким романтиком-максималистом в изложении своей позиции, всем оказалось на руку. Скандал вышел наружу. Все лишний раз высказали свою позицию, что для них хорошо, а что плохо, какой они хотят видеть страну, в которой живут и т. п. В морге мне сказали: все неприятности от живых [b]– В конце прошлого года вас пригласили вести церемонию награждения лауреатов премии Кандинского. Любопытно было попробовать себя в амплуа ведущих? [/b]– Конечно. Главное было не потерять лицо, не выродиться в какую-нибудь Ренату Литвинову, которая начала бы там развлекать шуточками богатеев. По-моему, у нас это получилось. [b]– А почему вас самих не было в числе соискателей этой премии?[/b] – Перед этим мы подавали на другую премию – «Инновацию». Один раз, другой. В первый раз были какие-то иллюзии, а потом все поняли, что «Инновация» — премия корпоративная, и ее получают сами организаторы и те, кто сидит в жюри. Мы подумали, что и с премией Кандинского будет то же самое. А потом пожалели. Потому что, в отличие от «Инновации», здесь сделали выставку всех соискателей, которую повезут в Берлин и Нью-Йорк. Лично я результатами премии доволен. Конечно, мне не все нравится в Осмоловском или в Мамышеве-Монро (лауреаты премии Кандинского. – А. Ч.). Но как к ним ни относись, это — серьезные художники, которые посвятили своему делу всю жизнь, за плечами которых большой путь. [b]– А за вашими – довольно-таки провокативные вещи на грани фола. Вы и публично обнажались, и сжигали собственные ноги, выпуская петарды из штанов. Искусство требует жертв? [/b]– Мы же взрослые здравомыслящие люди и членовредительством не занимаемся. А обожгли коленки петардами случайно, мы к этому не стремились. [b]– Как к вашему творчеству относятся близкие? Не боятся за вас?[/b] – Моя жена даже не всегда знает, чем я занимаюсь. У нее своих дел полно, мы ведь не контролируем друг друга каждую минуту. [b]– Саша, может быть, лично вы прививку бесстрашия получили, когда студентом работали фотографом в судмедэкспертизе? Вам каждый день приходилось бывать в морге и выезжать на убийства. [/b]– В морге мне сказали: покойников бояться нечего. Все неприятности от живых людей. Точнее даже – от самых близких. Это они могут тебя обидеть, оскорбить, предать... Хотя понятно, что на той работе мое мировоззрение изменилось. Я до сих пор смотрю на все глазами моих коллег-медиков. Ведь в подростковом возрасте человек до поры до времени живет не представляя, что существуют иные системы координат, люди с другими взглядами. Большинство проходит инициацию в армии, когда их отрывают от материнской юбки и они попадают в мир, где надо самостоятельно находить место в новом сообществе, уметь сохранять достоинство. Для меня работа в судмедэкспертизе стала чем-то подобным. Мы как-то говорили на эту тему с поэтом Тимуром Кибировым. Он рассказывал, что, когда попал в армию, был рафинированным интеллигентом, знатоком Пушкина. И говорит: «Главное потрясение, которое я там испытал, было от того, что люди, Пушкина практически не знавшие, вели себя куда достойнее меня». Панихиду по мне вела церемониймейстер из крематория [b]– А зачем вы, став художником, устраивали перформанс собственных похорон?[/b] – Я бы не называл это перформансом. Перформансы — это вычурный выпендреж, подсмотренный в западных журналах. Художник занимается своим делом не ради шуток или, как сейчас говорят, «приколов». Не ради развлечения и не чтобы попасть в глянцевые журналы. Он занимается, извините за выражение, самопознанием, самоосмыслением. Каждая выставка подводит предварительные итоги твоей жизни. Поскольку я работал в судмедэкспертизе, для меня смерть не была экстравагантной темой. И как-то накануне очередного дня рождения я ехал в троллейбусе и подумал: если бы я сейчас умер, что бы после меня осталось? Ведь лет до 30 ты живешь, что называется, предварительной жизнью, стараешься ничем себя не связывать. Большинство проектов держишь в голове, не реализуя. И вот в день рождения я устроил собственный посмертный музей. В первом зале были выставлены мои реализованные проекты, во втором – эскизы нереализованных, а в третьем была панихида по мне самому. Вела ее церемониймейстер из крематория. [b]– Церемония прошла успешно?[/b] – Вообще церемонии прощания очень пошло выглядят, так же, как свадьбы в загсах. Это такие механизмы по выжиманию эмоций из тебя, а ты вроде как не всегда готов публично их выражать. К тому же похороны отягчаются тем, что надо место на кладбище доставать, гроб, поминки организовывать: больше хлопот, чем переживаний. А тут таких отягчающих обстоятельств не было, и все присутствующие – мои друзья и знакомые – могли свободно отдаться чувствам. К тому же это происходило как раз после дефолта 17 августа, когда все были полны тревоги. Что самое примечательное, говорили больше не обо мне, а о себе, самовыражались за мой счет. А я с закрытыми глазами лежал и все это слушал. [b]– Словом, порадовали вы окружающих. Но однажды, я знаю, вы сделали подарок и себе, вылечив зубы за счет фонда Сороса. [/b]– Дело в том, что с детства я боялся ходить к зубному, после 18 лет у стоматолога вообще не появлялся, отчего к 30 годам вид у моих зубов был ужасающий. А денег на платную медицину у меня в то время, как у всех нормальных людей, не было. И я подумал: раз я художник, то должен вылечить зубы художническими методами. Пошел на осмотр к стоматологу, он мне написал, сколько будет стоить лечение, и я отправил эту смету в фонд Сороса. И каково же было мое удивление, когда мне выдали грант на лечение и протезирование зубов в качестве художественного проекта! [b]– Вы уже довольно долго работаете в дуэте с Вячеславом. У «Синих носов» случаются разногласия? [/b]– А ничего другого у нас не бывает. Я недавно понял, почему художники начинают работать вдвоем или втроем. Дело в том, что до 30 лет ты все личные, романтические посылы для творчества реализуешь, разбираешься с частными проблемами. А коллективным бессознательным удобнее заниматься в коллективе. Хотя в совместной работе свои сложности. Каждому нравится только то, что он предлагает. Но и это трансформируется. Раньше мы постоянно спорили, потому что каждый отстаивал свою правоту. Сейчас тоже спорим – но уже от лени, чтобы подольше отложить начало работы. [b]Досье ВМ[/b]: Арт-группа «Синие носы» – дуэт художников Вячеслава Мизина и Александра Шабурова. Мизин появился на свет в Новосибирске в 1962 году; за его плечами Новосибирский архитектурный институт. Шабуров родился в 1965 году в Свердловске. В этом же городе окончил художественное училище. Название «Синие носы» возникло в 1999 году, после того, как вместе с группой художников в Новосибирске Мизин и Шабуров снимали короткие видеоперформансы, нацепив на носы синие крышки от бутылей с водой. В 2003-м году арт-дуэт «Синие носы» впервые участвует в Венецианской биеннале; после этого художники становятся желанными гостями галерей во всем мире. Основной жанр Мизина и Шабурова – короткие фильмы с брутальным юмором. В октябре прошлого года работы «Синих носов», подготовленные для выставки современного искусства в Париже, публично раскритиковал министр культуры Александр Соколов. В частности, он назвал «порнографией» и «позором России» их фото «Эра милосердия» с изображением целующихся милиционеров.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.