Владимир Путин на страницах истории
Министерство образования и науки РФ определило список литературы, по которому в следующем учебном году должны учиться школьники средних общеобразовательных заведений. В Федеральном перечне более тысячи наименований учебников по основным школьным предметам: русскому языку и литературе, математике, химии, биологии, физике, географии, обществознанию, истории, иностранному языку, информатике, а также по физической культуре, изобразительному искусству, основам безопасности жизнедеятельности, труду, природоведению, черчению. Вот уже три года объединенная комиссия Российской академии наук и Российской академии образования принимает решение включить ли тот или иной учебник в Федеральный перечень литературы, рекомендованной для изучения в школе. Издания проверяются на предмет соответствия государственному образовательному стандарту и «психологическим и возрастным особенностям учащихся». В этом году не прошли государственную экспертизу более двадцати процентов книг и пособий, предложенных комиссии. Однако те, кому в этом году было отказано, могут исправить « указанные ошибки и неточности» и в следующем году вновь попытаться попасть в Федеральный перечень. Именно такая история произошла с учебником «История России. 1945–2007» для 11-го класса, написанным Александром Филипповым, Анатолием Уткиным и Александром Даниловым. Скандал вокруг книги начался из-за того, что авторы попытались оправдать репрессии Иосифа Сталина, а также авторитаризм эпохи правления Леонида Брежнева. Президентсво Бориса Ельцина получило эпитет «кризисное» и было противопоставлено эффективному руководству страной в «путинскую эпоху». Отмена губернаторских выборов объяснялась тем, что власти на местах не справляются с кризисными ситуациями, а дело ЮКОСА трактовалось как победа над олигархами, мечтавшими о получении «контроля над Российским государством». По словам одного из его авторов, Александра Филиппова, перед тем, как приступить к написанию своего учебника, он проанализировал уже включенные в Федеральный перечень книги по истории России. И пришел к выводу,что в них отечественная история заканчивается примерно 1991 годом, а такие знаковые даты, как, например, 1993 или 1998 год отсутствуют. Как и 1999 год, когда у России были огромные внешние долги, страна могла потерять Дагестан, постоянно держал в страхе людей Северный Кавказ... При этом в учебниках некоторых суверенных государств русский народ изображен как виновник всех несчастий, обрушившихся на эти страны после распада Советского Союза. После волны выступлений российских правозащитников, а также педагогов-историков, авторскому коллективу пришлось убрать из учебника главы о роли личности Сталина, а также отказаться от политических оценок Никиты Хрущева, Леонида Брежнева и Михаила Горбачева. А вот главу, посвященную «суверенной демократии» в период президенства Владимира Путина, авторы учебника решили оставить. В Министерстве науки и образования РФ заявили, что учебник «История России. 1945–2007» – это одно из двадцати пособий по отечественной истории, включенных в список Федерального переченя, так что российским школам есть из чего выбирать. Если преподаватель захочет преподнести своим ученикам более современный взгляд на историю развития страны в последнее двадцатилетие, он сможет это сделать по учебнику Филиппова, Уткина и Данилова, полный тираж которого будет напечатан к лету 2008 года. Первые выпускники, которые будут изучать историю по-новому, появятся летом 2009 года. – Я пролистал книгу и могу сказать, что шуму вокруг нее больше, чем она сама весит, – сказал директор центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский, получивший для оценки экспериментальный образец учебника. Федеральный перечень учебной литературы на 2008-2009 год можно прочитать на сайте www.mon.gov.ru Справка ВМ: Учебник из Федерального перечня выбирают школа и учитель в соответствии с программой, которая реализуется в данном учреждении. Чтобы дать педагогу время сориентироваться в том, какие издания ему покажутся наиболее интересными и полезными школьникам, перечень публикуется за шесть-восемь месяцев до начала нового учебного года. Поэтому у учителя есть время на то, чтобы познакомиться с разными изданиями. Экспертный совет присваивает учебникам два грифа: «Допущено» и «Рекомендовано». Первый разрешает использование данной литературы в общеобразовательных заведениях. Второй может присваиваться только тем учебникам, которые уже имеют гриф «Допущено». В Федеральный перечень попадают книги, имеющие и тот, и другой гриф. А вот пособия, хрестоматии, сборники задач по математике и тестов по русскому языку, электронные пособия, атласы могут использоваться без рекомендации Федерального органа управления образованием. Чего вам не хватает в учебниках истории и на уроках истории? Юля КОЛБАСОВА, ученица 8-го класса: Мой учитель по истории на уроках иногда рассказывает интересные вещи. Но порой бывает, что его объяснение скучно и монотонно. Если бы он сопровождал свои слова демонстрацией фотографий, фильмов или хотя бы красочных иллюстраций, было бы интереснее. Лидия ЯКУНИНА, ученица 11-го класса: Мне бы хотелось, чтобы учитель истории хотя бы немного отходил от материалов учебника, потому что материал в нем довольно труден для восприятия. К тому же история нового века в учебниках представлена крайней скудно, а ведь для тех, кто будет сдавать вступительные экзамены по истории в институт, на вопросы по новейшей истории придется отвечать. Алина АЛЕКСАНДРОВА, ученица 10-го класса: Учебники написаны таким заумным языком, что докопаться до сути материала практически невозможно. Мне кажется, учителя сами не всегда внимательно читают материал учебников, потому что, в противном случае, они не требовали бы от учеников пересказа пространных рассуждений, изложенных там.