В 1930-е годы техника на упаковке – атрибут не только сладостей

В 1930-е годы техника на упаковке – атрибут не только сладостей

Культура

Теперь трудно точно сказать, кому из кондитеров пришло в голову изображать на конфетных фантиках технические новинки человеческой цивилизации. Но случилось это давнымдавно – еще в позапрошлом веке. Тот безвестный первопроходец был, конечно же, великим дизайнером. Потому что энтузиазм, с которым эту новацию подхватили кондитерские фабрики повсюду в мире, свидетельствовал: рекламный ход беспроигрышен. Ведь сладости, на упаковке которых есть что-то интересное для детей, всегда раскупаются лучше. А мальчишки всегда «западают» на всякие технические штучки! В Советской России машины, механизмы и агрегаты на упаковках и обертках перестали быть всего лишь элементом маркетинга, став важной частью государственной пропаганды и агитации. Так, в 1924 году карамели серии «Наша индустрия» поручили «разукрасить» самому Родченко. В паре с великим художником- конструктивистом на славу поработал поэт Маяковский, не посчитавший зазорным разместить на фантиках такие вот стихи: «Крестьянскому характеру Пора привыкнуть к трактору. Не провернуть земли сухой Доисторической сохой!» А карамелька, посвященная «захвату» электротранспортом московских окраин, несла на себе следующие вирши пламенного трибуна: «Старина, не хромай, Подтянись, что молодо! Проведем трамвай От села до города». В 1930-е годы техника на упаковке – атрибут уже не только сладостей. Ледоколы «пришвартовываются» на коробки с ваксой, электровозы «отправляются» с этикеток бритвенных лезвий, а умываться гражданам первого в мире рабоче-крестьянского государства предлагают мылом «Эскадрилья» столичной фабрики «Свобода», обертка которого украшена взмывающим ввысь прямо с Красной площади авиазвеном. Но конфетные фантики, конечно же, по-прежнему первенствуют. Это и понятно: вряд ли можно было найти альтернативный способ научно-технической пропаганды, который воспринимался бы ребятней столь же позитивно. И в 1937 году «Красный Октябрь» выпускает карамель «Загадка», идея которой, гениальная в своей простоте, пожалуй, больше никогда в нашей стране не повторялась. В самом деле, вряд ли карапуз в состоянии лучше усвоить, что такое самолет, нежели уминая за обе щеки вкусную конфетку и разбирая по складам такие вот строчки: «В небе – сверчок, Спереди – волчок, У руля – пилот. Это что?» А для самых недогадливых картинка с аэропланом – тут же, на обертке! Подобные «фантиковые» изыски на техническую тему стали незадолго до войны столь популярны, что благодаря им теперь даже можно изучать историю отечественного транспорта. Так, в 1939 году выходит серия конфет, агитирующих граждан пользоваться первыми регулярными авиалиниями в стране. В качестве главного преимущества нового вида пассажирского транспорта превозносилась, конечно же, скорость. До Ленинграда сладости, на фантиках которых изображался московский Центральный аэродром на Ходынке, обещали доставить всего за 2 часа 50 минут, а до Сталинабада (так в 20–50-е годы именовался Душанбе) за просто невероятное по довоенным меркам время – 31 час 30 минут! Жаль, те обертки не сообщают, сколько промежуточных посадок ждало пассажира в том незабываемом путешествии. Еще обиднее, что мы даже отдаленно не можем представить себе вкус тех давно съеденных конфет. И втройне ценна заслуга редакции журнала «Тара и упаковка», собравшей эту замечательную коллекцию. А сейчас благодаря главе Центра упаковки, этикетки и дизайна Игорю Смиренному, долгое время возглавлявшему редакцию, посетители Политехнического музея смогут увидеть эти причудливые раритеты столь интересного периода отечественной упаковочной индустрии в Политехническом музее – на ретроспективной выставке «Техника для упаковки. Техника на упаковке». Выставка открыта до 5 апреля ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 18 час.

Google newsGoogle newsGoogle news