Секреты ректора
[b]О высших учебных заведениях пресса обычно вспоминает дважды в год: на Татьянин день и в начале вступительных экзаменов. Тогда обычно и раздаются призывы сохранить и поддержать вузы. Однако на деле научно-педагогическим коллективам приходится самим решать проблемы…[/b]— Прошедшие годы, конечно же, показали, что наука может выжить даже при минимальной помощи государства, – говорит Александр Сергеевич. – Но я считаю, что опыт начала 90-х, когда высшая школа была брошена на произвол судьбы, обернулся многими потерями. Наш институт тоже тогда лишился многих талантливых ученых, вынужденных уехать на заработки за границу. Сейчас дела в вузе потихоньку налаживаются, но я по-прежнему убежден, что устойчивое развитие науки без весомой государственной поддержки невозможно.[b]— Однако вузы уже научились сами зарабатывать деньги. Сколько говорят уже, например, о платном образовании…[/b]— А как же иначе? Нам никто ничего не дарит. Из бюджета мы получаем деньги только на зарплату преподавателям (честно скажем, небольшую), на стипендии и совсем мало – на покрытие текущих расходов вуза. А на остальное зарабатываем своими силами: проводим по договорам научные исследования, открыли платное отделение, на котором учатся около 20% студентов. Замечу, однако, что в большинстве своем желающие получить у нас образование – дети из семей научных работников, сотрудников оборонных предприятий, а потому стараемся держать на этом отделении приемлемые цены. Так что много на платном отделении заработать не удается, и мы вынуждены сдавать часть площадей в аренду, лишая себя таким образом полезных помещений.Правда, нам помогает правительство столицы, несмотря на то, что наш институт федерального подчинения. Москва ежегодно выделяет несколько миллионов рублей, и это серьезное подспорье для вуза.Заработанные деньги идут не только на стимулирование труда преподавателей, мы вкладываем их и в развитие учебной базы, тратим на покупку компьютеров, переоснащение лабораторий и кафедр.В последние годы отремонтировали две трети корпусов, привели в порядок систему отопления, закупили мебель.[b]— Несколько лет назад конкурс в технические вузы резко упал, молодежь пошла в экономику, а профессия инженера потеряла для молодого человека свою привлекательность. Изменилась ли ситуация сегодня?[/b]— Особо тяжелый период пришелся на середину 90-х годов. Потом — на рубеже столетий — стало лучше, вырос конкурс, поднялся проходной балл. Думаю, это результат раздумий молодого человека о своем будущем. Он понимает, что, получив хорошее техническое образование, можно легко обрести свое место в жизни.Это действительно так. Выпускники без особых проблем находят работу, потому что благодаря нашей системе образования они лучше подготовлены и быстрее могут войти в жизнь. Ведь из 100 кафедр МИРЭА 52 работают на базовых предприятиях. Так реализуется идея интеграции науки, производства и высшей школы. На первых курсах студенты изучают фундаментальные и общеинженерные дисциплины, а потом, продолжая этот процесс, включаются в производственное обучение.Наши базы — это ведущие НИИ оборонного комплекса, предприятия, работающие в сфере высоких технологий.Обучение проводится на уникальном оборудовании под руководством ведущих специалистов. А главное — будущему инженеру дается шанс адаптироваться к условиям современного производства еще в студенческие годы.Но в жизни все складывается подчас непросто. Желая помочь нашим студентам лучше подготовиться к превратностям судьбы, мы открыли в прошлом году факультет общественных профессий. Студенты и аспиранты получают дополнительное образование по десяти довольно востребованным специальностям: от фотографии до ремонта бытовой техники.[b]— Если к образованию повышается интерес, то, наверное, меняется и сам студент, его отношение к учебе?[/b]— Посмотрите на лица наших студентов: глаза интеллигентные, заинтересованные, живые… У них изменилась манера общения между собой, повысилась личная ответственность. В аудитории пришли молодые люди, заинтересованные в освоении высоких технологий, влюбленные в точные науки. Это не далось само собой. Мы “ведем” своего студента, начиная с 8–9-го класса, у вуза более 100 договоров со школами Москвы. В этом, собственно, и заключается секрет успеха.…А взять наших преподавателей — работают они практически за гроши, но весь свой талант отдают воспитанию молодежи. И это не просто громкие слова.[b]— Александр Сергеевич, вы профессор, руководитель кафедры и при этом – ректор, у которого масса далеких от науки хозяйственных проблем. Скажите, зачем вам это?[/b]— Я больше 30 лет преподаю и веду научную работу в МИРЭА. Это живой организм, и видеть его здоровым и процветающим – большая радость. При решении этих новых для меня организационных и хозяйственных проблем я стараюсь опираться на своих коллег, использовать их опыт и знания.[b]Наша справка[/b]:[i]Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет) образован в 1947 году. На 12 его факультетах готовят инженеров по 18 специальностям, в том числе по искусственному интеллекту, банковской информатике, спутниковым телекоммуникационным системам, оптоэлектронике…В МИРЭА обучаются около 16 тысяч студентов. Преподают 16 академиков и член-корреспондентов РАН, более 250 докторов и около 1000 кандидатов наук. Совместные научные исследования и образовательные программы проводятся с институтами США, Японии, Германии, Южной Кореи, Франции, Сингапура, Китая, Греции, Португалии и Австралии.[/i]