Путевка в Россию
[b]Иногда российское кино может не на шутку напугать – не чернухой и заказухой, а полным отсутствием взаимосвязи между качеством фильма и степенью его популярности. Как «Ночной дозор» в свое время пробил брешь в сознании, показав, что отечественный фильм может быть и дорогим, и кассовым, – так «Дневной дозор» продемонстрировал: «правило сиквела» в России работает еще лучше, чем в Штатах. На рекламу вкупе с раскрученным брендом (например, привязчивым словечком «бумер») народ купится вне малейшей зависимости от того, хорош ли будет сам продукт.[/b]Впрочем, те, кто несколько лет назад провозгласил Петра Буслова главной надеждой новорусского кино, слово «хороший» не любят – они предпочитают расплывчатый эпитет «правильный» и наречие «круто». В будущем Буслову, пока проходящему под грифом «молодой и многообещающий», придется нелегко – если он будет эксплуатировать ту же нишу бандитски-исповедального кино, что и в «Бумерах», то скоро наскучит самым ярым своим адептам, а потребители других видов кинематографа пока не приучены видеть в нем гения и не захотят списывать все неряшливости на причуды таланта. Но будущее – когда оно еще наступит? Второй «Бумер» – это настоящее, которое уже 7 марта, в день выхода на широкие экраны, будет предъявлено публике. Премьера же прошла в четверг вечером.Первый «Бумер» собрал немалую кассу и полюбился подавляющему большинству критиков. Сочетание редчайшее. Теперь, когда зрители повалят на новый фильм со знакомым названием, у критиков – даже если они опомнятся и протрезвеют – не будет иного выхода, кроме как сообщить с деланным удивлением, что Буслов действительно оказался гением (не признавать же свою ошибку). Меж тем если «Бумер» был довольно ординарным дебютом способного новичка, то «Бумер. Фильм второй» – типичный второй фильм перехваленного экс-дебютанта.Если и есть в нем приметы «неповторимого стиля» Буслова, то они – в крайне странном сочетании претензий на правду жизни и тотальной несостоятельности сюжета. Все притянуто за уши, нет никакой последовательной истории, а число «случайных совпадений» зашкаливает за рекорды, взятые когда-то драматургией испанского барокко и кинематографом индийского Болливуда. Вроде триллер – а снято так медитативно, что поневоле впадаешь в созерцательную каталепсию.Вроде история любви – а сыграно так, что о нежных чувствах героев друг к другу начинаешь догадываться лишь ближе к финалу, в котором эти чувства, так и не проявившись, будут жестко обломаны режиссером.Вообще, парадоксов в «Бумере-2» хватает, и это в нем – самое интересное. Но главный парадокс – страстная любовь публики, которая на премьере в «Пушкинском» восторженно хохотала по малейшему поводу (например, увидев написанное губной помадой на ветровом стекле слово «сука» – правда, смешно?), а в конце, кажется, была растрогана до слез.Зритель нашего кино – идеалист. Он страстно хочет видеть своего героя (неведомо почему французская или итальянская публика к поиску национального героя безразлична), и поскольку данилы багровы или антикиллеры выдыхаются и перестают быть образцами для масс уже через пару лет после выхода соответствующих фильмов, каждый такой «Бумер» – настоящий подарок для жаждущих.Буслов – человек щедрый: в первом своем фильме он дал зрителю аж четверых героев. Во втором – только одного: Костя-«Кот» в исполнении Владимира Вдовиченкова все же больше тянул на положительного, чем предатель «Ошпаренный» (Андрей Мерзликин). Потому вроде как убитого Костю оживили и выпустили на волю, а персонажа Мерзликина по-быстрому убили, чтобы не портил картины. Правда, убили героически.Взамен Буслов подарил желающим героиню, девчонку-оторву Дашку в исполнении Светланы Устиновой – возрождающей, хотя и с меньшим успехом, тот тип блондинистой дворовой красоты, который стал модным благодаря Оксане Акиньшиной. Живет Дашка в провинции на некоем складе с мрачным дядей (роль которого исполнил прекрасный таганкинский артист Феликс Антипов, луч света в царстве «Бумера»), однако, хоть и круглая сирота, у которой, кроме отбывающего срок брата, никого на свете нет, все ж владеет серебристой «Хондой» и навороченным ноутбуком.Пересаживаясь с одной иномарки на другую, Костя и Даша путешествуют по России, постепенно приходя к выводу, что нет ничего лучше, чем их родная страна. Мурманск и Байкал – они так прекрасны, что никакому Гоа не снилось. Впрочем, вместо Байкала герои почему-то хотят улететь на постылое Гоа. Наверное, потому, что картину прекрасной русской жизни им портят столь нелюбимые ими менты (ни одну категорию населения Буслов не изображает с такой гадливостью).«Бумер-2» – кино, в общем, не идеологическое, но патриотическое на сто процентов. Хотя Буслов и смотался на Гоа, чтобы отснять два-три плана с пальмами и пляжем. Нет бы на Байкал! И вот последний парадокс: фальши и лжи в «Бумере-2» все же не ощущается. Его авторы и зрители искренне тоскуют по неведомой им России и так отчаянно хотят ее полюбить, что готовы жертвовать всем. В первую очередь, здравым смыслом. Это благородно и по-своему трогательно.Так рождается на свет уникальное, неконвертируемое явление – энциклопедия русской жизни, увиденной из-за тонированного стекла дорогого импортного автомобиля.