Рублев приехал из Свердловска
[i]Нечасто бывает, что дебют становится главной ролью жизни и событием культуры. Именно так произошло с Анатолием Солоницыным.[/i][b]История с географией [/b]В школьные годы любимые предметы были история и география. Однажды учительница почти заставила подростка выучить отрывок из «Войны и мира» и выступить на конкурсе чтецов. Неожиданно для всех и для самого себя Анатолий стал лауреатом. В Москве он пробует поступить одновременно в два института: Историко-архивный и в ГИТИС. В первый попадает, во второй — не проходит по конкурсу.«Штурм» ГИТИСа продолжается три года подряд — безуспешно. Театральное образование Солоницын получает в студии при Свердловском драматическом театре. Играл там в новосибирском «Красном факеле», в Таллинском русском драматическом театре. В последние годы выступает на сцене Ленинградского драматического, играет в спектакле «Гамлет», поставленном в Московском театре Ленинского комсомола, работает в Театре-студии киноактера.[b]Судьба-индейка [/b]А как же кино? Первое причастие было очень скромным. Глеб Панфилов, готовясь поступать на высшие режиссерские курсы, снимал для свердловского телевидения тридцатиминутную ленту, в которой Солоницын и сыграл свою первую роль. Молодой режиссер уехал в Москву с твердым намерением написать сценарий, где Анатолий Солоницын сыграет главную роль. Актер продолжает работать в театре и верит, что настоящий дебют в большом кинематографе будет связан с именем Панфилова. И вдруг (а без этого понятия не обходится ни одно значительное событие в искусстве, как и в жизни вообще) актеру попадается сценарий будущего фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Без приглашения едет в Москву. Недовольство худсовета и всей съемочной группы не смогли переубедить Тарковского. Андрея Рублева будет играть никому тогда не известный актер из Свердловска Анатолий Солоницын. Он сыграл и во всех последующих фильмах Тарковского.[b]Тихий омут [/b]Уже в роли Андрея Рублева проявились характерные особенности солоницынского дарования. В самой напряженной, драматичной ситуации, которая, казалось бы, должна потребовать от актера бурного всплеска эмоций, Солоницын старается заземлить все «экстремы» в характере своих героев.Мягкая, притушенная пластика движений, внимательный взгляд...Неброская, но убедительная выразительность. О Солоницыне говорят — «интеллектуальный актер», но скорее он актер «режиссерский»: целиком и полностью доверяет авторам фильма, старается понять и воплотить их творческие замыслы. Не потому ли так любили работать с Анатолием Солоницыным режиссеры? Не так много сыграл актер, зато почти каждая роль стала явлением.Сочный и выразительный рисунок секретаря губкома — в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Комиссар Евстрюков «В огне брода нет» Глеба Панфилова, архитектор Калмыков «Любить человека» Сергея Герасимова, Рыбник Йоста — предатель и ничтожество в «Легенде о Тиле», небольшая роль Костика в картине Вадима Абдрашитова «Поворот», циничный строитель Толя в кинокомедии Николая Губенко «Из жизни отдыхающих». Последняя роль Анатолия Солоницына — журналист Малинин в картине Абдрашитова «Остановился поезд». Он был актером в сущности одной темы, но не одного образа. Его интеллектуализм не обнажается и не исповедуется. Солоницын всегда несколько отстранен от своего героя, не погружается до конца «в образ», но всегда странным образом присутствует в нем. Никогда не играя себя, актер везде оставался собой.