Врач-психотерапевт Николай Нарицин: «Если зритель попытается решать свои личные проблемы, как сериальные герои, он неизбежно попадет впросак»
[b]Врач-психотерапевт Николай Нарицин считает, что сериалы давно стали самой доступной формой психотерапии. Правда, поступать в жизни так, как любимые герои на экране, он все же не советует[/b].С психологической точки зрения сериалы – явление такого же порядка, как любовные романы, популярность которых среди женской аудитории не уменьшается с восемнадцатого века. Сразу скажу, что сериалы рассчитаны на вполне определенную группу людей. Основным стимулом для этой группы являются факторы внешней среды, а их главные жизненные мотивы: «быть не хуже других», «быть как все» и «быть лучше других». Представители этой группы – основа общества потребителей, именно на них рассчитана реклама, которая часто используется в сериалах и как Product placement, и напрямую.Для этих людей сериалы, как и романы, своеобразная психотерапия, хотя вернее было бы сказать, псевдопсихотерапия. В чем же она заключается? Во-первых, потребители сериалов остро нуждаются в психологически комфортной атмосфере, где все знакомо и понятно. Реальная жизнь нас зачастую ставит в тупик.И тут на помощь приходят сериалы, которые благодаря протяженности во времени создают знакомую уютную среду. Эдакая экранная кухонька, где сидят симпатичные люди и обсуждают личные проблемы, а зрителю даже рот открывать не нужно, нажал кнопку и расслабляйся, за тебя все скажут.Кроме того, сериалы позволяют четко планировать день: до новой серии «Не родись красивой» я готовлю мужу ужин, а после «Моей прекрасной няни» звоню подруге, чтобы обсудить последние новости из жизни Виктории Прутковской.Опять же сериалы способствуют поддержанию личностных связей. Также аудитория сериалов остро нуждается в «утешительной психотерапии». К примеру, в исламской традиции праведник в раю может через специальное окно наслаждаться зрелищем, как в аду мучаются грешники.Экран телевизора тоже становится таким окном. Почему, вы думаете, так популярны сериалы «Бандитский Петербург» или «Бригада»? Замученный повседневными проблемами зритель с удовольствием сидит на теплой кухоньке, смотрит, как на экране стреляют и думает: «Слава богу, что не в меня». Приятно щекочет нервы.О героях сериалов нужно сказать отдельно. Как правило, они не слишком интеллектуальны – чем ближе к народу, тем лучше. Зритель должен себя идентифицировать с героями, понимать их. Вы, наверное, заметили, что в сериалах присутствуют одни и те же психологические типажи.Четыре подружки: одна романтичная, другая сексуально активная, третья прагматичная, четвертая синтез первых трех. В реальности таких людей не бывает, это просто невозможно по причине биологического и психологического характера. Поэтому зрительница невольно эмпатирует той героине, которая наделена яркими качествами, свойственными ей самой, но не до конца выявленными, подавленными или размытыми. Существуют даже такие псевдопсихологические тесты типа: «На кого из героинь сериала «Секс в большом городе» ты похожа?» Многие зрители считают, что сериалы содержат психологически правдивую информацию об особенностях взаимоотношений между людьми.Это не так! Герои сериалов чаще всего поступают вопреки психологическим законам, они действуют романтично, то есть так, как хотелось бы, чтобы люди поступали. Если зритель воспринимает то, что происходит в сериалах за чистую монету, и попытается решать свои личные проблемы, как сериальные герои, он неизбежно попадет впросак.