Кто спасет «Лебединое озеро»
[b]Уже в третий раз проводит главный театр страны «Мастерскую новой хореографии». Экспериментируют молодые хореографы, неожиданно проявляют себя артисты. Зритель уже готов: ждет не классики, а новенького.[/b]И он не ошибся – на сей раз не было ничего из запасников генетической памяти 60-х. Сама труппа пока не готова выдвинуть своих молодых хореографов. (Видимо, интереснее, когда хореографию поставляют извне). Да и танцовщики Большого больше готовы исполнять, чем ставить.Зато современная хореография учит их по-новому ощущать себя. Глядишь, вернутся потом к «Лебединому» – и не будет оно смотреться замшелым.Итак, давай же, вынимай из себя эмоцию, заставляй тело говорить! Ведь не с помощью же фуэте сегодня выражают страсти.«Мастерские» дают большие возможности уйти от балетных штампов. Соло Вячеслава Лопатина в номере Никиты Дмитриевского «Дежавю» сочетает реальность и абстракцию. Оказывается, что и Анастасия Сташкевич, которая уже замучила всех крестьянским па-де-де из «Жизели», хороша в современной хореографии. А Анна Коблова, которую никто и не знал, в номере Натальи Широковой «Монолог. Я есть женщина. Я есть цветок» раскрылась как харизматичная артистка.В миниатюре Алексея Мирошниченко «Еще раз» Карим Абдуллин словно прокричал: «Посмотрите на меня еще раз – я могу быть иным!» И действительно, субтильный красавец, пресный и зажатый «классик», вдруг превратился в наглого мачо! А принятый с этого сезона в труппу Андрей Меркурьев еще раз доказал свою пластическую универсальность и точность.Хореографы, к сожалению, представили номера вторичные. Это и понятно – они бывшие танцовщики. Юрий Клевцов из Большого показал свой опус «Обретение». Просто каменный век, «Ангара» какая-то. Другие хореографы под влиянием голландцев использовали хореографические штампы: например, когда все идут шеренгой и кто-то из нее по очереди выпадает. Но если у Начо Дуато два месяца назад это что-то значило и будоражило эмоции, то шеренги в номере Анны Абалихиной и Дины Хусейн «Мыслю, следовательно, существую» – ни про что, взятые напрокат. Третьи хореографы просто что-то склеили без всякой концепции.Тонкую, эмоциональную работу «Мгновение» о встрече мужчины и женщины (Марианна Рыжкина и Ян Годовский) показал Иван Урбан из труппы Джона Ноймайера (Гамбург). Вячеслав Самодуров из Петербурга, ныне премьер Королевского балета Великобритании, в своем номере «Плюс-минус 2» на музыку Генделя изобретательно создал чтото вроде балета «Агон». Внутри диапазона плюс минус 2 (в диалоге двоих) он показывает изматывающий диалог X и Y (Екатерина Крысанова и Андрей Меркурьев). Никита Дмитриевский, уже поставивший балет «Мещанин во дворянстве» в Мариинке, показал миниатюру «Дежавю» – красивые перемещения, растворенные в мареве света.Алексей Ратманский, худрук балета Большого театра и инициатор «Мастерских», всячески их поддерживает. Может, не за горами хореографические откровения в диапазоне не меньше чем плюс-минус 10.[b]На илл.: [i]Екатерина Крысанова и Андрей Меркурьев смело демонтируют классику в диалоге, поставленном петербуржцем Вячеславом Самодуровым.[/i][/b]