Кем же был Воланд?
[b]Отечественная кинодокументалистика держит высокий уровень. Увы, это пока трудновато сказать о нашем игровом кино – несмотря на весь пиар с участием представителей власти. Зато за кино документальное зрителям «Сталкера» остается только порадоваться.[/b]Фильм Евгения Цымбала «Красный Сион» рассказывает неизвестную историю, причем в самом прямом смысле слова. Во второй половине 1920-х в Крыму была предпринята попытка построения советской еврейской сельскохозяйственной коммуны.Евреи никогда не имели собственной земли – вот советская власть, которую они горячо поддержали, и дала им ее… Из этой затеи, как и из большинства затей большевиков, вышел один только кровавый и трагический кошмар. А ведь у истоков коммуны стояли и Шкловский с Маяковским, сделавшие документальный фильм о ней – редчайшие кадры из него вошли в «Красный Сион», и Соломон Михоэлс, приветствовавший эту идею. Интереснейшие и совершенно неизвестные исторические факты проиллюстрированы редкой хроникой и умным, грустным комментарием, который читает Эммануил Виторган.Наше документальное кино еще пару лет назад взрывалось гневом и болью, концентрируя внимание на острейших проблемах современной России. Похоже, ситуация в стране действительно меняется к лучшему – теперь кинематографисты все больше находят вкус в осмыслении трагического прошлого. Чаще всего – через судьбы мастеров культуры, в которых до последних лет очень многое искажалось или сознательно замалчивалось официальным искусствоведением. Скупой по выразительным средствам и светлый по интонации фильм Ларисы Шаламовой «Острова» об одной из мрачнейших судеб сталинской эпохи – судьбе Варлама Шаламова, автора «Колымских рассказов», прошедшего ГУЛАГ и умершего в психиатрической больнице под надзором КГБ.Фильм «Александр Зиновьев. Завещание» непритязателен по выразительным средствам, авторы как бы спрятались за фигурой бодрого старика на лавочке, рассказывающего о своем невероятном жизненном пути. Но рассказ так интересен, старый философ так колоритен, что это, в сущности, простое киноинтервью смотришь не отрываясь.Очень интересен фильм Никиты Воронова «Москва – Батум». Едва ли фанаты Михаила Булгакова, привыкшие считать его фрондером с фигой в кармане, отнесутся к этой работе равнодушно. Создатели фильма попытались, опираясь на факты из биографии автора «Мастера и Маргариты», осмыслить большого писателя (у которого и вправду отнюдь не самая кошмарная судьба для его эпохи) как неудачную «креатуру» вождя народов.И великого маэстро эпохи социализма из него сделать не удалось, и сам он сломался в неравной борьбе. В таком ракурсе иначе воспринимается и шедевр Булгакова – образ Воланда: не Бог и не Дьявол, а вершитель судеб, вождь, манихейская смесь Добра и Зла, управляющий людьми словно куклами на ниточке. Кто был прототипом, объяснять излишне.Очарователен и фильм «Юз, джаз, Ирка и пес» (автор сценария и режиссер Сергей Мирошниченко) – о Юзе Алешковском, бывшем воре и настоящем поэте, вечном беглеце от советского уюта, нашедшем себя в уюте американском и обустроившим свой быт в Штатах во вкусе подмосковного дачника. Приятно отметить разную интонацию этой документальной киносерии «ЖЗЛ», богатство ее эмоциональной палитры – боль и гнев сменяются горьким смехом, и пафос все чаще пафос сменяют аналитические, философские нотки. Возможно, это предвестие действительно серьезного осмысления нашего трагического прошлого.