Пейзаж без картины
[b]Так уж устроен русский художник: ему и за модой хочется поспеть, и к живописной традиции душой привязан. Ему говорят: «картины писать не модно», а он слукавит: действительно, к холсту не подойдет, но все равно найдет способ самовыразиться через краски и кисточки.[/b]Работы Василия Павловского, Ирины Евстафьевой, Ирины Затуловской, Веры Хлебниковой, Александра Шевченко, Константина Сутягина, Иллариона Голицына и компании – это первые попавшиеся под руку неплохим художникам предметы (столы, одноразовые бумажные тарелки, стеклотара…), которые они превратили в рабочую поверхность для создания картины.Это не прикладное искусство вроде хохломской росписи. Это не ассамбляж. Это не наивизм вроде раскрашенных народными умельцами прялок-веялок.«Живопись без картин» можно рассматривать как знак ушедшего времени, отличительную примету конца советской эпохи, когда полузапрещенные авторы создавали работы, никак не похожие на официальное творчество, а принадлежащие другому «руслу» – свободному и свободному. Но с другой стороны, теперь «Живопись без картин» являет собой немного печальное зрелище. Смотреть на акварели на камнях, коллажи из обрезков бумаги и архитектурные сооружения из молочных пакетов (наш вариант итальянского «бедного искусства») и впрямь занимательно.Однако они оставляют горькое послевкусие: эпоха запретов кончилась, мода на картины, слава богу, вернулась. Может, и правда – ну их, эти пакеты?