Вперед, к Баху!
[b]Центр современной музыки Владимира Тарнопольского возобновил свой музыкальный цикл «Россия–Германия: страницы музыкальной истории ХХ века». В Рахманиновском зале прошел пятый концерт под названием «Вырождающаяся музыка в Германии и СССР: неоклассицизм».[/b]Свои преследования левых в политике нацисты распространили на культуру – экспрессионизм, кубизм и сюрреализм в живописи, театре и литературе, додекафония были объявлены «вырождающимся (по-немецки более грубо – еntartete, «дегенеративным») искусством». В число запрещенных произведений попали и неоклассицистские работы Стравинского и Хиндемита.Почти в унисон с этим нацистским «искусствоведением» звучала советская пропаганда – статья в «Правде» «Сумбур вместо музыки», которая была направлена не только против Шостаковича, но и против всего новаторского в искусстве.Оркестр «Студия новой музыки» Игоря Дронова исполнил в этот вечер два получасовые сочинения 20 – 30-х годов. Первой прозвучала «Камерная симфония» Гавриила Попова (1927) – изящный опус, написанный для семи солистов – исполнителей на флейте, кларнете, фаготе, трубе, скрипке, виолончели и контрабасе. Уже сам выбор инструментов почти совпадает с небольшим оркестром знаменитой «Истории солдата» Стравинского. Попов, безусловно, находился тогда под его влиянием: «Камерная симфония» наполнена «матрешечными» узорами «Петрушки». А вот неоклассические мотивы у Стравинского появились еще в 1919 году, когда Дягилев заказал композитору «Пульчинеллу» – «балет с пением» на основе мелодий Перголези. Его духовой Октет 1923 года дал повод недоброжелателям сострить: «Вперед, к Баху!» А о своей «Концертной музыке для фортепиано, медных духовых и арф» (1930) грустно пошутил сам автор, Пауль Хиндемит. Он заметил, что «вследствие роста цен на нотную бумагу приходится писать лишь маленькие партитуры». На самом деле оркестр здесь достаточно мощный – однако, пожалуй, не столько неоклассический, сколько «конструктивистский» опус: а эмоциональное, жесткое и «угловатое» сочинение.