Автопробегом по бездорожью
[b]Проходил этот автомобильный «пир» в Северной столице, но его главной частью стал автопробег Москва–Петербург, стартовавший ровно сто лет назад, 25 мая 1907 года. В связи со строительством виадука у Брестского (Белорусского) вокзала и прокладкой Окружной железной дороги Петербургское шоссе в пределах Москвы было безнадежно испорчено. Поэтому старт автопробега перенесли к селу Никольскому (в 12 верстах от Москвы, в районе нынешнего микрорайона «Лебедь»). Впоследствии это стало традицией, и все старты и финиши автопробегов проходили именно здесь.[/b]Несмотря на солидные стартовые взносы, доходившие до 100 рублей, для участия в гонке записались 29 человек, хотя лишь четверо из них были москвичами. В числе автогонщиков-москвичей самыми заметными фигурами были братья Рябушинские. Большинство же участников приехало из Петербурга. Присутствовало и несколько европейских знаменитостей из Франции и Германии.Люди это были не бедные, если учесть, что стоимость даже не самого «крутого» автомобиля достигала нескольких тысяч рублей.Старт назначили глубокой ночью, в 2 час. 30 минут. Но уже к полуночи потянулись к Никольскому велосипеды, автомобили, лихачи, конные выезды. У «Яра» – целая вереница машин: в ресторане отмечают проводы французских и русских гонщиков.К началу собралось довольно много народу. Кроме горожан, подошли и деревенские жители. Развернули импровизированный буфет. А через шоссе перетянули белый транспарант «Гонка Москва – Петербург». А вот до столь знаменитого в начале 1930-х лозунга «Ударим автопробегом по…» еще не додумались! Наступил волнующий момент.Казаки оттеснили любопытствующую публику на обочины. Стартер Востряков взмахнул флагом, председатель автомобильного клуба Жиро ударил в гонг, и автомобили один за другим, с разрывом в две минуты, отправились в путь. Последним отъехал санитарный автомобиль Красного Креста с врачами Прозоровским и Салюсским, чья помощь, впрочем, вскоре понадобилась участникам гонки: уже на 39-й версте произошла катастрофа с 45-сильным автомобилем Донье, который на глинистой почве пошел юзом, одно колесо слетело с оси, и машина перевернувшись, оказалась в кювете. Сам Донье отделался ушибами, а вот шофера изрядно помяло, и его пришлось отправить в больницу. Автомобиль превратился в груду обломков. А потом около Клина один из гонщиков свалился в канаву, вспыхнувший бензин спалил машину дотла; водитель едва успел выбраться из нее.В границах Московской губернии по всему пути через каждые четверть версты власти, опасаясь крестьянских волнений, выставили конных стражников и сторожей с фонарями. Поговаривали, что крестьяне хотят перегородить дорогу и перестрелять гонщиков. По всему маршруту население предупреждалось о предстоящей гонке, и тем не менее автомобили давили гусей, уток, собак перебегавших шоссе, а в Твери чуть не сбили зазевавшегося городового.До Твери дорога была еще сносной, а далее гонщиков поджидали лишь выбоины и колдобины, глубокие колеи, множество прохудившихся мостов и крутых поворотов. Гонщики брали с собой по 5–6 запасных покрышек, но их не хватало...Конечным пунктом был выбран ипподром в Новой Деревне, примыкавшей к Царскому Селу. К 12 часам пополудни у финиша собрались многочисленные зрители, автомобилисты, судьи-финишеры с хронометрами в руках. И вдруг нервное ожидание сменилось смехом: из-за поворота показалась крестьянская телега, которой управлял подвыпивший мужичок. Шум и гиканье, обрушившиеся на него, оглушили бы и глухого – пейзанин отвернул в сторону…А спустя несколько минут в облаке пыли показался, как писали газеты, «бешено мчащийся автомобиль». Многие зрители узнали бельгийца Дюре на «Лорен-Дитрихе» (автомобиль этой марки увековечен в «Золотом теленке»). Под аплодисменты собравшихся он пересек финишную арку и, сделав небольшой круг, подъехал к ожидавшей толпе. Из машины выскочил невысокий изящный блондин и, раскланиваясь, улыбнулся публике. 645 верст он проехал за 9 часов и 22 минуты, развив среднюю скорость до 70 верст в час – быстрее курьерского поезда. Сто лет назад это был феноменальный, ошеломляющий результат, тем более для наших дорог. Вторым прибыл его соотечественник Шампуазо. Третий оказался русским – Фокин на «Фиате». Один из москвичей, Федор Рябушинский, сумел добраться только до Вышнего Волочка, а его брат Николай с трудом закончил дистанцию, придя к финишу седьмым. Всего же до финиша добралось 14 автомобилей – чуть больше половины участников.