Надежда и нежность. Сделано в России
[b]За что же автора не пригласили?[/b]Энтузиазм, излучаемый съемочной группой на пресс-конференции после показа фильма «72 метра», не оставил сомнений в том, что все члены кинокоманды прониклись невероятным уважением к подводникам, к мужеству и силе характеров этих особых людей, которые не гнутся там, где не выдерживает железо.Чтобы вжиться в образы, артисты четыре раза погружались на подлодке в море. Актер Марат Башаров заявил откровенно: «Было очень страшно». И добавил: «Всем подводникам нужно памятник поставить».Владимир Хотиненко, назвав моряков «фантастическими людьми», признался, что из всех снятых им фильмов этот – самый сложный: «Но я благодарен судьбе, что этот проект попал мне в руки. Никогда в жизни мне так не хотелось, чтобы люди посмотрели фильм и приняли его. Он – особое событие в моей жизни».Реальность съемок была суровой: и актеры, и оператор, чтобы сделать подводные кадры, каждый день по 12 часов просиживали в довольно прохладной воде.Оператор Илья Демин, имеющий весьма крупное телосложение, повеселил журналистов, иронично посетовав: «Ходит шутка, будто мы не вели съемки в реальной подлодке из-за того, что, мол, Демин не пролезает в люк. Это неправда! Я пролез. И совсем не порвал входное отверстие. Я его… поцарапал».Если серьезно: «72 метра» – сложнейшая постановочная картина. В павильонах «Мосфильма» были построены и «затоплены» сложные декорации, использованы и невероятно сложные спецэффекты.Однако кто-то из журналистов назвал все же фильм сказкой, далекой от реальности – как «Чапаев». «А уже хочется, чтоб был «Чапаев» – парировал режиссер.А вот начальник пресс-службы ВМФ Игорь Дыгало с благодарностью отозвался о картине и уверил, что морякам она понравится, а презентация фильма пройдет на флотских базах и в штабах.И лишь одна «деталь» оставила неприятный осадок от проведенной для СМИ презентации фильма. В титрах написано: «По мотивам рассказа А. Покровского». Известно: писатель жив, здоров и бодр. Мы даже договорились с ним об интервью после пресс-конференции. На ней присутствовали все ключевые фигуры команды, создавшей фильм.Не было только Александра Покровского. Возник справедливый вопрос: «Почему нет писателя?» Анатолий Максимов, замгендиректора Первого канала по кинопоказу и кинопроизводству, отвечал невразумительно: мол, он будет на премьерном показе и вообще кино – искусство компромисса…Мы решили прояснить ситуацию из «первых уст» и позвонили ему домой в Санкт-Петербург. Вот что ответил Покровский: – Я получил от Первого канала приглашение «почтить своим присутствием» пресс-показ. Но вечером, за 2 часа до отхода поезда в Москву, мне позвонили и сообщили: «Все отменяется!» Причины я не знаю. Как мне объяснили посвященные люди, на пресс-просмотр собрались прийти большие чины из ВМФ, и поскольку далеко не всем из них нравится юмор моих рассказов, сводить нас в зале просто испугались.[b]– А вы хотели бы видеть адмиралов на просмотре?[/b]– Фильм снят для всех людей – с погонами и без. И пишу я для всех. Очень хотел бы видеть в зале контр-адмирала Александра Александровича Берзина – моего бывшего командира и прекрасного человека.На демонстрации фильма представители ВМФ расположились дисциплинированным рядком. Но журналистам представлены не были. По погонам – звания солидные: вице-адмирал, контр-адмирал, несколько капитанов 1 и 2-го ранга. Пристрастные очевидцы утверждают, что на забавные эпизоды в фильме «адмиральский» ряд реагировал адекватно – смеялся. На пресс-конференцию, правда, не остались, но в фойе журналисты изрядно помучили первого замначальника Главного штаба ВМФ РФ Владислава Ильина.В фильме есть эпизод. Командир отсека с оставшимися в живых моряками Иван Муравьев, чтобы спасти гибнущих товарищей из соседнего, затопленного отсека, грубо нарушает строжайшую инструкцию «Руководства по борьбе за живучесть» и принимает сугубо «человеческое» решение: открыть перегородку между отсеками.Менеджеры Первого канала не нарушили «Руководство по борьбе за живучесть». И не открыли перегородку в «отсек» члену команды – капитану второго ранга Покровскому, который служил на подводном флоте и 12 лет ходил в походы на субмаринах.[b]Блокбастер по-русски[/b]Фильм «72 метра» обречен на поиски аналогий с трагедией подлодки «Курск» и с американской лентой «К-19». Оставим это публике.Казалось бы, эта лента о героизме наших подводников должна каждым своим кадром, портретным крупным планом, монтажным стыком и музыкальным акцентом ковать железобетонные, брутальные образы настоящих мужчин, обоженных морскими бурями и нелегкими судьбами, суровых людей. Но Владимир Хотиненко с самого начала ленты «72 метра» задает повествовательно насмешливую, чуть ироничную и очень будничную интонацию фильма. Вот капитан подлодки «Славянка» Янычар (Андрей Краско) перед трепещущей командой отчитывает моряка за безграмотный рапорт и произносит проникновенную речь о величии русского языка, о важности в нем каждого знака препинания и игры словесной светотени. И он же, завидев жену, которая принесла ему забытую чашку, идет к ней заискивающей, семенящей походкой. Новичка-штатского – младшего научного сотрудника Черненко (Сергей Маковецкий), который отправится в поход с боевой командой для изучения каких-то своих биологических проблем, матросы тут же разыграют: сообщат, что именно ему придется отвечать за не доставленных на подлодку для капитана и его помощника надувных резиновых женщин… И вот, на радость капитану и всей команде, минута в минуту, успевает к построению ушедший в загул из-за любовных страданий лейтенант Орлов (Марат Башаров). Весь этот пролог к героизму происходит на фоне спокойного, величественного, аскетичного, скупого на краски пейзажа бухты Северного моря, с парящей чайкой в углу картинки – лейбл на туристической открытке: «Сделано в России». Сделаны в России и эти люди, и этот флот.Кстати, режиссер очень изящно и органично использует в фильме эпизоды-воспоминания, стилизуя их то под наивную базарную фотооткрытку, то под сентиментальное и красивое индийское кино. Наряду с эффектными подводными съемками и компьютерной графикой, пронзительными по искренности актерскими работами Сергея Маковецкого, Андрея Краско, Марата Башарова, Сергея Гармаша, Чулпан Хаматовой, Дмитрия Ульянова эти эпизоды и музыка великого Эннио Марриконе, написаннная им для этой ленты, создают особый легкий, прозрачно-чистый и светлый стиль всего фильма «72 метра».Итак, «Славянка» выходит в море, выполняет задание, а из морских глубин крадется ее гибель – мина – привет от Второй мировой войны. Взрыв, подлодка тонет, опустившись на дно, на 72 метра. В одном из отсеков подлодки остаются невредимыми десять человек, а рядом – живы, но вот-вот утонут или задохнутся еще трое. Военные инструкции и элементарное чувство самосохранения запрещают пускать команде этих троих в свой отсек.Но они пускают. Есть шанс выжить, подняться в скафандрах, но исправен лишь один. Трагедия нарастает… В чем, мне думается, главная притягательность и самоценность этой ленты, которая, несомненно, будет иметь зрительский успех, – ее создатели, и в первую очередь режиссер, не поддались соблазну бить зрителя по нервам, рвать души в клочья, накручивать драматизм, погрузиться в человеческие отчаяние, боль, страх. Напротив, в каждом из героев этой драмы все выпуклее, все тоньше и интереснее открывается их внутренняя, добрая сущность. А главное – терпимость к другим, сострадание не к себе, а к тому, кто рядом с тобой.В каждом из участников этой трагедии происходит какое-то почти религиозное прозрение: жизнь другого человека самоцена, она так загадочна и хрупка, что достойна восхищения, и ее сейчас, немедленно нужно спасти. Ну, а если не спасти, то хотя бы дать понять другому человеку, что ты знаешь наверняка – он не зря живет, жил, он бриллиант во вселенной.Конечно, фильму «72 метра» должны сопутствовать такие суровые, «прочные» понятия и слова, как патриотизм и воинская честь. Но вольно или невольно эта лента о мужестве и силе духа заставляет вспомнить слово «нежность». В героях фильма столько нерастраченной нежности и любви, что они непременно должны выжить.