Куда в Москве ежедневно "пропадает" снег
Сегодня, как и вчера, коммунальные службы города работали практически без перерыва: ликвидировали последствия первого и второго снегопадов. Сегодня ждут третьего. В выходные – четвертого. По мнению синоптиков, относительно бесснежная погода установится не ранее вторника. Только на снегосплавные пункты «Мосводоканала» за вчерашний день привезли свыше 80 тысяч кубометров снега. А есть еще пункты ГУП «Мосводосток», а еще и передвижные снеготаялки. Снегу объявлена война. 13-го, 14-го и 15-го числа каждые три часа на улицы выходили колонны снегоуборочной техники, разбрасыватели и разбрызгиватели противогололедных реагентов. Ну а как только на дорогах становилось посвободнее, на обочины выходили снегопогрузчики… Такой режим работы был апробирован еще два года назад, когда городские власти решили не создавать дополнительных транспортных проблем, выпуская на магистрали скребковую технику. Поэтому основная нагрузка на снегосплавные пункты приходится на ночь. Ну а мы решили проследить весь путь снега – от обочины до канализационного коллектора. Старт – в полдень у Большого Каменного моста, где стоит колонна грузовиков ГУП «Доринвест». В ведении компании – большинство крупных магистралей, в том числе и так называемое Кремлевское кольцо. Снегоочиститель, естественно, работает уже не один час, пройдя путь от храма Христа Спасителя до Кремля. Руководство колонны специально «придержало» один самосвал, чтобы журналисты смогли убедиться в том, насколько сложна работа коммунальщика. Вот щетки сделали первые вращательные движения, и тандем «снегопогрузчик-самосвал» тронулся в путь. Еще несколько секунд – и в кузов начала падать коричневая снежная каша вперемешку с более-менее белоснежными глыбами выпавшего снега. К тому же как раз на город обрушился снежный буран, и видимость упала практически до нуля. Впрочем, московских водителей это не пугает. Самоубийственно настроенные граждане, торопящиеся по своим делам, норовят даже снегопогрузчик подрезать. Не учитывая, что его водителю – не до них: он должен следить за тем, не опаздывает ли самосвал? Иначе вся работа насмарку. – Кремлевская набережная хотя бы хороша тем, что здесь практически нет припаркованных у тротуара машин, – пояснил руководитель ГУП «Доринвеста» Артем Цатуров. – А вот на Охотном Ряду, в Китайгородском проезде порой приходится привлекать на помощь эвакуаторы. Нынешний снегопад – не самый сильный, но проблем хватает – в основном из-за водителей. Но вот кузов полон: в ковше выросла грязная снежная горка чуть выше крыши кабины. Теперь путь ведет к снегосплавному пункту. Мобильные снеготаялки, пока час пик, применить невозможно: транспорт этот крупногабаритный и создает слишком много проблем на дорогах. Поэтому путь грузовика – и нас со снегом – ведет на окраину города, к одному из подземных коллекторов. У каждого грузовика – своя конечная точка. Но мы направляемся к ТЭЦ-25 на улице Генерала Дорохова. Заблудиться невозможно: чем ближе к цели, тем больше попутных самосвалов – ЗИЛов, МАЗов, КамАЗов – с аналогичным грузом. Можешь обогнать – обгоняй. А вот перед воротами пункта вне очереди влезть уже не дадут. Работа идет споро: пункт на улице Генерала Дорохова стоит над сливным коллектором ТЭЦ, и теплая вода прекрасно справляется со своей задачей. Разгрузка одного самосвала занимает не более минуты. В приемной камере – три отделения, и дежурный следит, чтобы они заполнялись по очереди. Вот кузов КамАЗа начал подниматься… Миг – и белая гора без следа исчезает в канализации. Вернее, не совсем без следа. Какое-то время в камере кружится водоворот кофейного цвета, над которым клубится белесый пар. Это все, что осталось от десятка кубометров снега. Следом так же быстро опорожняет свой ковш ЗИЛ: у него объем поменьше, кубов пять. И вновь кружится водоворот светло-коричневой жижи… Теперь ее путь – на поля аэрации. – За сутки мы можем принять от тысячи до 13 тысяч кубометров снега, – рассказал начальник снегосплавного пункта Александр Воробьев. – В такую погоду работать легко: пока не ударят морозы, сливы ТЭЦ быстро расплавляют снег. А вот если упадет до минус 25 – придется сложнее. Снегосплавных пунктов в Москве с каждым годом становится все больше – их уже свыше 60. Но работы им хватает. За минувшие сутки только с территории Центрального округа было вывезено около 9 тысяч кубов снега, а с периферийных округов – и того больше. Ежесуточная выработка – под сотню тысяч. Сегодня, завтра и послезавтра. Обычно последствия снегопада ликвидируются за два-три дня, сильного – около недели. Только разгребли город – и снова снегопад. – Конечно, такие снегопады, как те, что обрушились на Москву в 20-е числа ноября два и три года назад – редкость, – рассказала пресс-секретарь Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Марина Орлова. – Тогда единовременно высота снежного покрова составила 50–70 сантиметров: в 10 раз больше, чем этой зимой. Но ведь и тогда, если вспомнить, проблемы были, но город двигался. Пусть медленно, но он не был парализован. Вчера, как и в среду, на дороги вышло до 11 тысяч единиц техники. А может выйти еще больше. Коммунальщики готовы позвать на помощь строителей и военных. Ничего не поделаешь – зима!