Батман Желтого дьявола
[b]Свой десятый конкурс высшая национальная театральная премия “Золотая маска” предваряет обширными гастрольными выступлениями коллективов, составляющих сегодняшнюю славу России. Театры везут спектакли обоймами.[/b]Так и Театр балета Бориса Эйфмана, открывший внеконкурсный юбилейный фестиваль, представлен тремя постановками. Первая из них – “Кто есть кто” – танц-мюзикл, умозрительно рассчитанный на американского зрителя. Поверхностное собрание 26 номеров подозрительно по хореографии и вовсе не складывается в “психологическую драму”, на которую замахивался постановщик.Конечно, трудно придумать сюжет современного балета. И идея Эйфмана неплоха: рассказ о двух танцовщиках Мариинки, в 20-е годы эмигрировавших в Америку. О том, как нелегко им в городе Желтого дьявола. Вот их крепкая мужская дружба, выразившаяся в двусмысленных дуэтах (что помогает отыграть модную тему гомосексуализма). А вот – поиски работы, в том числе в духе комедии “В джазе только девушки” (модная тема трансвестизма). Но главное, фон – оглушительные массовые “американские” джаз-танцы (в духе “Их нравы”). Плюс навязчивая тема судьбы евреев, без которой балет не обмельчал бы, потому что и так дальше некуда. Картина вышла пестрая, но, если не считать явной конъюнктуры, малоцельная.Беда и с музыкой. Каждый номер – это Эллингтон, Брубек, Прима, но и Барбер, Рахманинов. Отборная классика, напиханная в один флакон, оборачивается ее беззастенчивой эксплуатацией, а значит, безвкусицей. В конце концов, кто это сейчас рискнет поставить любовный дуэт на гениальный “Вокализ” Рахманинова или медленную часть его концерта? Покажите мне этого Голейзовского! Но никто ведь и не запретит, вот ужас. (Вспомнишь тут апофеоз пошлости – почти эротический дуэт Павла Первого с возлюбленной из балета Эйфмана “Русский Гамлет”, поставленный на “Лунную сонату” Бетховена.) Хореография не вполне свежа, балансирует на грани с эстрадой, часто неостроумно отдает цирком. Потому и музыка уже воспринимается не шедеврами, а поп-классикой. Пафоса в балете с претенциозным названием не больше, чем в фигурном катании, привычно компонующем Баха с Оффенбахом. И заявленная балетмейстером цель – потрясти зрителя – не маячит даже и вдали.Надо отдать должное артистам, как видно, академической выучки. Они работают слаженно (не хуже классических мюзикльных американцев), с колоссальной, на износ, физической отдачей. Однако никому из них не удается выразить душевное откровение, а стало быть, создать яркий, трогающий образ. Таким образом, единственным удовольствием от спектакля становится драйв, бешеная энергетика, которой вряд ли зарядишь взыскательного балетомана, не говоря уж о меломане, возмущенном утомительным винегретом.Сегодня, в среду, на Новой сцене Большого театра покажут “Русского Гамлета”. А в четверг – “Красную Жизель”, наверное, лучший спектакль Бориса Эйфмана, который в свое время справедливо наделал много шума.