Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Комикс

Общество
Комикс

[b]Как ни крути, а комиксы двигаются в сторону высокого искусства. На Западе… Да что на Западе! – это далеко и не про нас. Однако медленно, но верно комикс прорастает-прививается и в России. Все больше молодых людей увлекается этим всерьез. Значит ли это, что мы тупеем и попсеем? Сейчас разберемся![/b]Недавно в центре современного искусства «М’АРС» прошел третий московский международный фестиваль комиксов «КомМиссия» (расшифровывается как «комиксмиссия»), в котором участвовали около 300 художников. Все желающие присылали работы на сайт [i]www.kommissia.ru[/i], где они выставлялись для голосования.Японские, французские, польские, швейцарские комиксмейкеры давали на фестивале мастер-классы, участвовали в дискуссиях на все темы, касающиеся комикса, а в конце присуждались призы.Зная отношение нашей интеллигенции к этой культуре, мы отловили председателя оргкомитета фестиваля, а по совместительству идеолога комикс-объединения «Люди мертвой рыбы» под творческим псевдонимом Хихус и в его присутствии пять раз наехали на рисованную жизнь. И вот что он нам на это ответил.[b]КОМИКСЫ – идиотское изобретение американцев[/b]«В США придумали только само слово. «Comic strip» («смешная полоска») – так называлась сатирическая история в картинках о приключениях «желтого мальчика», которая публиковалась внизу страницы нью-йоркской газеты «World», начиная с 1895 года. Эти «стрипы» стали дико популярны, отсюда возник термин «желтая пресса» и родился комикс.Что же касается идеи передавать историю картинками – так это самый ранний из документально зафиксированных искусств! Наскальная живопись – чем не комикс? А в древней Японии некий монах придумал рисовать картинки с участием зверушек, высмеивающие пороки, – так появилась манга ([i]общее название японских комиксов; переводится как «веселые картинки»[/i]. – [b]М. Ф.[/b]).У российского комикса – целых два корня. Ни много ни мало – жития святых на иконах, где квадратики с подписями ([i]клейма[/i]. – [b]М. Ф.[/b]) вокруг главного изображения читаются слева направо. Другая древняя традиция – лубок, который имелся в каждой избе, считавшей себя культурной. Тут, правда, рисованные истории не делились на кадрики – главное событие просто помещалось в центр. Зато изо рта вылетал текст.В Европе идеологический прорыв случился после выхода комикс-романа «Мышь. История выживания», за который его автор Арт Шпигельман в 1992 году получил Пулитцеровскую премию. Художник, переживший холокост, рассказал о нем комиксом про кошек (нацисты), мышек (евреи) и свиней (поляки – свиньи). Сначала был бешеный скандал, потом кто-то вспомнил Лафонтена, и все поняли, что таким способом можно просто, без лишних умствований рассказать трагическую историю.Комикс по природе – наиболее доступная форма информации. Почему все инструкции рисуют в комиксах? Так как сочетание картинки и текста позволяет наиболее доходчиво что-то объяснить. «Нажмите на кнопку слева» – это, в общем, понятно, но желательно еще нарисовать видеомагнитофон и показать, где именно эта кнопка».[b]КОМИКСЫ – это для детей[/b]«Это все равно что сказать: «Кино – это для детей»! Комиксы – такой же полноценный жанр, в котором можно делать нечто и для детей, и для взрослых. А можно – только для взрослых! Многие комиксы выходят именно с таким грифом и не потому, что там порнография, а из-за жестких тем и взрослого языка.Старшие почему-то считают, что комиксы должны потешать, как журнал «Крокодил». Однако они же не думают, что кино или литература должны только развлекать. Это некая форма выражения мыслей, эмоций. Нам, художникам комиксов, хочется всем сказать: «Мы рисуем комиксы, потому что наши истории не помещаются в одну картинку».[b]КОМИКСЫ – это для дебилов[/b]«Наоборот! Взрослому человеку, который не вырос на этой культуре, сложно читать комиксы, поэтому они его раздражают. Как известно, одно полушарие нашего мозга отвечает за логическое восприятие, другое – за образное. Чтение комиксов заставляет напрягать оба полушария, а для многих это непривычно. Это как кино с субтитрами. Поэтому у нас его, кстати, и не любят.В Японии комикс-культура привилась проще, потому что иероглифы – это упрощенные, но все же картинки. От этого у японцев голова работает немного по-другому. Так что комиксы, наоборот, развивают мозги.Интересно, что история этого жанра связана с запретами! В Америке во времена сенатора Маккарти кричали, что комиксы придумали коммунисты, чтобы оболванить американскую молодежь. В то же время то же самое, только заменив «коммунистов» на «американцев», говорили у нас. А Геббельс вообще объявил Супермена евреем! Когда появляется что-то новое, случается общественная истерика.Появляется телевидение или компьютер – и все кричат, что «наши дети перестанут читать». Конечно, есть дебильные, тупые комиксы. Как и есть тупые, отвратительные фильмы и книжки. Я не очень понимаю, как правильно трактовать термин «масскультура». Да, в комиксах много от масс-культуры, но есть и элитарные комиксы, для интеллектуалов».[b]КОМИКСЫ вообще не искусство[/b]«Я многократно слышал от уважаемых мною людей: «Убери подписи со своих картинок, и мы будем считать тебя художником». Мне это смешно слышать. «Кино – это не искусство» – правда, смешно сейчас звучит? Но когда кино только начиналось и на экране бегали черно-белые красотки, которые в конце себя закалывали, все кричали, что это убьет театр.В конце 70-х годов группа французских художников написала манифест, что комикс – это отдельный жанр искусства. На тот момент выделялось 7 жанров искусства: музыка, живопись, литература, кино, танец, скульптура, архитектура. И шла дискуссия о телевидении. Писавшие манифест решили, что с телевидением тягаться бесполезно, и, оставив для него 8-ю позицию, назвали комикс девятым жанром искусства. Однако сами телевизионщики признали, что ТВ – просто способ передачи информации. Вот и получилось, что комикс считается девятым жанром искусства при отсутствующем восьмом. Даже здесь мы сумели соригинальничать! Напомню слова Бьорк: говорят, что компьютерное искусство – не искусство, потому что в нем нет души. Но компьютер в данном случае – инструмент. Если человек вложил душу, неважно, какими средствами он при этом пользовался: кистью или компьютером. Если художнику есть что сообщить, никто не имеет права ему диктовать, какую форму для этого выбрать.А что по поводу того, что произведение искусства должно вызывать высокие эмоции… Могу официально заявить, что, когда я рисую комиксы, меня прет круче, чем от наркотиков. У меня такое ощущение, что в этот момент я являюсь проводником между неким высшим сознанием и моими читателями. И я испытываю от этого удовольствие».[b]КОМИКСЫ не для России[/b]«После революции именно этим и занимались Маяковский, Родченко и вся прогрессивная братия. Потом у нас комиксам позволяли существовать тольков двух видах – диафильмы и журналы «Мурзилка» и «Веселые картинки».На самом деле «комиксом» это называется в США. В Японии – «манга», во Франции «la bande dessinee»… Мы долго спорили и решили, что у нас это будет называться «графические истории». А со словом «комикс» мы боремся. По-нашему, оно несет негативный подтекст: все сразу представляют Супермена.Мы тут с Людмилой Петрушевской (которая, кстати, является фанатом этого жанра и сама рисует комиксы – например, про Ленина-бомжа), обсуждали – что считать российским комиксом? И она высказала здравую мысль: наш комикс в первую очередь не визуальный, а литературный. В России принято литературное восприятие. В русском языке комикс «читают», так же, как в русском роке в первую очередь слушают текст.У нас нет массовых комиксов, но они появятся. Когда? Знаешь, после успеха Масяни ко мне обратились шесть фирм с предложением создать национального героя. Я бы и рад, но народного героя за деньги не придумаешь. В разных странах все произошло прямо по концепции Льва Гумилева: появилась некая пассионарная фигура – в Японии это Осама Тэдзука, который за свою жизнь нарисовал 700 комиксных серий по 150 книжек в каждой, в Америке – Дисней, во Франции – Мебиус, в Бельгии – Эрже, который на вопрос: «Для кого вы рисуете свои комиксы?» – ответил: «Мои читатели – от семи до семидесяти»… И у нас появится такая личность со своим офигенным героем, которого все тут же полюбят и станут читать».[b]Как правильно читать комикс[/b]- Американский комикс читается слева направо. Японский – справа налево.- По закону жанра крутая завязка в комиксе происходит самое позднее на 2-й странице – таков кредит доверия потенциального читателя, в раздумьях листающего комикс в магазине.- Классическая школа комикса учит, что внимание на странице должно распределятся буквой «Z». Сейчас, когда стало модно мыслить разворотом, считается, что комикс следует воспринимать по V-образной траектории.- Сначала читается текст автора (квадрат внизу картинки). Потом то, что написано в «баблах» ([i]от англ. «bubble» – «пузырь»[/i]). Если текст вылетает в кружочке с острым хвостиком – это прямая речь героя. Если за текстом из головы тянется шлейф кружочков – это мысль героя. Если кружочек с хвостиком обведен пунктирной линией – герой шепчет. Если линия, наоборот, жирная и угловатая – герой кричит. Если текст не заключен ни в какие рамки, это внешние звуки, например, радио или шум.- По классическим законам, если рамка кадра наклоняется влево – это воспоминание о прошлом, если вправо – переход в будущее.- Секрет комикса: кто надо, всегда остается в живых! Потому что обязательно будет продолжение.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.