Супермен Вася на царской охоте
[b]Есть старая театральная байка: один въедливый театровед подсчитал, что в драматургическом деле существует не более тридцати семи возможных сюжетов. Любовь – кровь, честь – месть: ни один драмодел, от Шекспира до производителя дешевых опереточных номеров, не в силах придумать ничего другого, потому что ничего другого просто нет в природе. Все, что можно сделать, – так это разнообразить старые как мир сюжеты тонкой психологической разработкой, актуальными политическими и социальными мотивами, освежить новым творческим дыханием.[/b]Не знаю, насколько это верно применительно к Шекспиру – все-таки он король драматургов, – но к коммерческому кино применимо вполне. Особенно к нашему отечественному. Сколько ни изощряйся, все одно – сюжет сведется к противостоянию примерных, патриотически настроенных крутых ребят и коррумпированных, подловатых или несчастных бандюг разных социальных уровней.Вот и создатели нового боевика «Егерь» (автор сценария Владислав Романов, режиссер Александр Цацуев) лукаво не мудрствовали. Наоборот – все эти темы только усилили, довели почти до предельной остроты. Молодой егерь Вася Игорь Лифанов) хочет, чтобы все было «по закону». Но высокопоставленные браконьеры плевать на него хотели, а крупный во всех отношениях мэр в кожаной кепке, похожий на всех нынешних мэров вместе взятых (вот уж поистине собирательный образ!), сохраняет строгий нейтралитет. Нужен ему егерь.Зачем, собственно? А вот зачем: приезжает в заснеженный городок молодой и богатый немецкий гость. И любит он русскую охоту. Вот и надо похвастаться угодьями, а никто не знает этих угодий лучше него, егеря Васи.Но планам градоначальника мешает неожиданный сюжетный поворот. То есть для него неожиданный, а вообще-то вполне вписывающийся в перечень из тридцати семи пунктов. Из колонии строгого режима бежит страшный зэк-убийца. И как раз богатого немца берет в заложники. Кто может его освободить? Ведь кругом беззаконие! Ну, конечно, егерь. Ведь он, по замыслу авторов, настоящий супермен.Хотя и с непонятным прошлым – да ведь теперь и нет никому никакого дела, какое у тебя прошлое.А прошлое егеря – это уже следующий пункт из того же справочника для драмоделов. Егерь воевал в Чечне и был ранен. Его, раненого, вытащил друг-солдат, и спаслись из всей роты только они двое. Предательство? Может быть. Но Вася-то был в беспамятстве и ничего не помнит. А драматургическая наживка в том, что этот самый солдат и есть нынешний страшный зэк. И свела его снова с фронтовым другом сама судьба.Не откажешь авторам фильма в эффектной разработке сюжетных поворотов в первой половине фильма. И в психологической разработке второй половины – тоже не откажешь. Оказывается, зэк, которого все так боялись, – несчастный человек. По природе настоящий воин, солдат. Но жену его растлили наркоманы, она выбросилась с десятого этажа, а он отомстил. И никто не заступился. Только егерь, поймав, готов отпустить. Понимает, что не принесет его бывший друг большого зла. Не он в своей несчастной судьбе виноват.Все это очень похоже на жизнь. Чечня, беспредел чиновников, распространение наркотиков, коррупция в органах региональной власти, кавказская мафия вокруг мэра, сочувствующие нам европейцы, которых мы предпочитаем обманывать…Весь набор нынешних прогрессивных мыслей подвесили авторы фильма, как облако тумана, над головой молодого егеря Васи. Голова, впрочем, выдержала.Игорь Лифанов сыграл хорошо. Да и фильм сделан динамично, с напряжением. Одним словом – триллер. Тридцать семь сюжетных поворотов из тридцати семи возможных плюс актуально и социально. И устоявшийся канон вроде соблюден: патриотический супермен против вконец испорченных бандитов.Спотыкаешься только об одно: главный бандит под финал даже симпатичен, а супермен-то хотя и патриотический и подчеркнуто русский, но с современным государством явно не в ладах. А на всамделишных бандитов скорее уж чиновники и бизнесмены смахивают. Так что в этаком окружении егерь Вася вполне сойдет за начинающего таежного Робин Гуда.