Главное
Истории
Рождество

Рождество

Святки

Святки

Достоевский

Достоевский

Традиции на НГ

Традиции на НГ

Объятия

Объятия

Любовные романы

Любовные романы

Как правильно загадывать желание

Как правильно загадывать желание

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

К юбилею Николая Гоголя

Общество

По решению правительства Москвы в столице появился первый в России полноценный музей великого писателя. Безусловно, сложностей у художников, работавших над созданием музея Николая Васильевича, хватало. В первую очередь это недостаток подлинных вещей Гоголя, графа Александра Петровича и графини Анны Георгиевны Толстых и даже предметов эпохи, в которой они жили. К тому же дом на Никитском бульваре не являлся законсервированным родовым имением. А был многострадальным зданием, где располагались и коммунальные квартиры, и кабинеты чиновников.Даже функцию посольства пришлось исполнять. Теперь же требовалось эти роли оставить. И превратиться в музей, сквозной идеей которого стали события заключительного этапа жизни писателя.Вариантов предлагалось с избытком. Среди них были достаточно распространенные – не делать ничего, поклоняться пустоте – голым стенам, видевшим Гоголя. Или максимально восстановить историческую обстановку. Либо сделать нечто вне эпохи с помощью плакатов, инсталляций, планетария, в конце концов.Победителем конкурса экспозиции “Дома Гоголя” стал известный музейный художник, член Московского союза художников Леонтий Озерников. Его концепция такова: в каждой из пяти комнат, частично восстановленных по реальным историческим источникам (картинам быта), при воссоздании типологических интерьеров эпохи Гоголя выбирается один предмет-символ: сундук странствий, камин, конторка, стол, диван, вокруг которого выстраиваются художественные инсталляции. Своеобразные, сакральные, священные, озаренные творчеством Гоголя пространства. Их самостоятельные выступления, словно монологи актеров, повествующих о событиях, происходивших здесь во времена Николая Васильевича.Мы, журналисты, любим, по большому счету, все испытать на себе. А потому я и напросилась в гости к Леонтию Владимировичу на гоголевский объект. И он, вняв моим стенаниям, согласился. Извинившись сразу: “С рассветом начинаем, при полной темноте уходим. Выходных нет – такой юбилей на носу. Поэтому на мои вынужденные отходы не обращайте внимания”.Дорогого стоит, вот так, отчасти самостоятельно, оказаться в еще создаваемом музейном пространстве. Обстановка комнат правого крыла аскетична. Николай Васильевич был вечным странником, путешествовать любил налегке. Да и много ли вещей требуется настоящему гению? Поэтому уже в скромной, полутемной прихожей и возникает желание получше рассмотреть каждую деталь – печную заслонку, дверную ручку, неказистый рисунок изразцов. Сочная коричневая краска деревянного пола, скромные белые занавески и синие шторы. Их цвет в зависимости от композиции комнаты меняется еле уловимо. Но по нарастающей.От небесно-голубого цвета совести, очищения до цвета морской волны. Может быть, таков цвет самой вечности? Ах, Николай Васильевич, не счесть загадок в ваших произведениях, а тут еще несколько сотен.Назвать или утаить, как это сделали вы? Но возникает, ей-же-ей, возникает чувство напряжения, беспокойства, желания схватиться за кончик волшебного клубка, понять мистический или святой смысл того, что начинает происходить вокруг тебя в еще незавершенном музейном пространстве: шаги слуги Семена, расплывчатое отражение лика в старинном зеркале и легкое постукивание в оконную раму.Явь ли сон? Да нет, просто это настоящее творчество, а не хранилище мертвой истории. Где все очевидно, основные версии добротно отработаны.Пронумерованы, отштампованы, запечатаны. Серая скука и жирные точки в конце каждого экспоната. Нет, в гоголевском доме есть динамика, легкое движение от земли к небу, от быта к просветлению, от жизни плоти к жизни духа.В левом крыле дома визжали фрезы, стонала фанера, кто-то из мастеров перекусывал бутербродами, несмотря на московские сумерки, рабочий день был в разгаре.– Тут мы строим стеклянную книгу, которая превратится в театр, – пояснил мне Леонтий Владимирович предназначение первой комнаты.Действительно, колорит активного театра – малиновый бархат, золото – налицо. Ощущение, что ты в ложе, а на сцене – заигравшийся мальчишка, Ванюша Хлестаков. Или великий государь Николай Павлович грозит пальчиком, дескать, всем досталось на орехи, а мне более других.В самой темной комнате, где Николай Васильевич обрел вечный покой, рабочие монтировали трехчастную ширму, напоминавшую ступенчатую лестницу, устремленную в небо. За этой своеобразной “Комнатой памяти” – круглый “Зал воплощений”, где живут все герои писателя. Есть и идиллия старосветских помещиков, и даже легенды родового дуба. Ну а “Майская ночь” – ускользающий образ полупризрака или дорогой сердцу женщины? И, конечно же, “Шинель”. Напоминают ли они персонажи, созданные скульптором Андреевым? Нет, тут своя панорама, собственная карусель. И это не может не вызывать восхищения у всех, кто придет в московский дом Николая Васильевича Гоголя.

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.