Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Откуда в полуазиатской, купеческой Москве взяться средневековым замкам?

Общество

В основной своей массе человечество мыслит стандартно, если не сказать более жестко – примитивно.Не согласны? Тогда проведите простой эксперимент. Оказавшись в какой-нибудь компании, выберите удобный момент и четко произнесите такую фразу: «Я побывал в краю живописных гор и романтичных замков!» Большинство присутствующих сразу подумают о том, что вы вернулись из Австрии, Германии или Швейцарии.Практически равна нулю вероятность того, что среди присутствующих найдется некий чудак, оригинальный мозг которого выдвинет гипотезу, что вы совершили экскурсию по Москве. А ведь в предположении этом ровным счетом нет ничего фантастического. Действительно, о том, что в столице есть Воробьевы горы, знает каждый россиянин. Ну а красивых замков, если их хорошенько поискать, легко наберется в количестве, вполне достаточном для незабываемой прогулки по Москве.[b]Дух романтизма[/b]«Откуда в полуазиатской, купеческой Москве взяться средневековым замкам?» – непременно спросит какой-нибудь скептик. Отвечаем.Но начать придется издалека, а точнее, с конца XVIII века. Именно тогда в Российскую империю проник и глубоко укоренился на нашей, открытой всем мировым ветрам почве дух западного рыцарства.В пасмурный, дождливый осенний день 6 ноября 1796 года скончалась императрица Екатерина II. Это печальное событие ознаменовало завершение золотого века просвещенной монархии и начало века рыцарского. Дело в том, что сын Екатерины Великой Павел Петрович был увлечен философией и традициями рыцарства. Император принял на себя звание великого магистра Мальтийского ордена святого Иоанна Иерусалимского и щедро раздаривал командорские кресты своим приближенным.Оригинальное мировоззрение императора не замедлило сказаться на архитектуре главных зданий обеих столиц.Первым градостроительным памятником новой эпохе стал грандиозный комплекс Михайловского замка в Санкт-Петербурге, возведенный по проекту архитекторов В. И. Баженова, В. Ф. Бренна и Е. Т. Соколова. Михайловский замок был сооружен как главная резиденция Павла I, принимавшего участие в его проектировании.В период царствования детей Павла I, императоров Александра I (годы правления 1801–1825) и Николая I (1825– 1855), мода на замки среди российских вельмож получила дальнейшее развитие. Одним из уникальных памятников той поры является летняя резиденция новороссийского и бессарабского генерал-губернатора светлейшего князя Михаила Семеновича Воронцова, построенная на южном берегу Крыма, в Алупке. Михаил Семенович, имевший в свете репутацию ревностного англофила, поручил разработку проекта своего дворца английскому зодчему Эдуарду Блору. В декабре 1832 года проект был готов, и началось строительство.Фундаментом для будущего дворца-замка послужила природная диабазовая плита. Было решено использовать местный крымский диабаз и в качестве строительного материала. Блоки из диабаза шли на возведение стен и башен. Летом 1848 года на центральной лестнице, ведущей к главному входу во дворец, поместили шесть мраморных львов. На этом строительство закончилось.Дворец и парк в Алупке настолько прекрасны, что ни у кого не поднялась рука, чтобы их разрушить – ни у разных властей в Гражданскую войну 1918–1920 годов, ни у немецких оккупантов и их союзников во Вторую мировую, ни за все годы советской власти. Алупкинский дворцово-парковый заповедник – жемчужина крымской земли. В феврале 1945 года во время Ялтинской конференции в Воронцовском дворце в Алупке остановился потомственный рыцарь из древнего рода Мальборо – английский премьер-министр сэр Уинстон Черчилль. Покоренный британской элегантностью и восточным великолепием резиденции Воронцова, восхищенный Черчилль признался, что в этих стенах он «почувствовал в далекой России добрую старую Англию».Но из блистательной Северной Пальмиры и благодатного солнечного Крыма вернемся наконец в родную красавицу Москву. В конце XIX – начале ХХ века дух романтизма испытывает новую волну подъема.Его идеи овладевают умами и душами самой просвещенной и богатой части российского общества. Появился и получил развитие новый стиль промышленной архитектуры – романтичный, с арочками, каменным узором и готическими башенками. Поскольку в Москве в конце XIX века жили и трудились лучшие представители отечественной деловой элиты, чутко реагирующие на все новации в культуре, в Первопрестольной в массовом порядке стали строиться промышленные здания, личные резиденции и усадьбы, стилизованные под средневековые замки. Именно их поиску мы и посвятим нашу очередную прогулку по Москве.[b]Типография Левенсона[/b]Много элегантных и стильных зданий построено в Москве по проектам знаменитого архитектора Федора Осиповича Шехтеля (1859–1926). Одно из них выполнено в виде самого настоящего средневекового замка со всеми необходимыми атрибутами подобной постройки.Свернув с Тверской улицы в Мамоновский переулок, а из него – в Трехпрудный, многие путешественники подумают, что оказались во владениях какого-нибудь знатного скандинавского рыцаря – благородного графа, барона или герцога. Фантазия тут же вызовет из небытия тяжелый скрип стальных цепей опускающегося через глубокий ров моста и открывающихся кованых ворот. Это здание Товарищества скоропечатни (типографии) А. А. Левенсона, с высокой шатровой крышей и остроконечными башенками. Несмотря на свои довольно крупные размеры, постройка не только не кажется массивной, а напротив, поражает своей легкостью. В наружных украшениях постройки господствует разумная умеренность, что свидетельствует об отменном вкусе и превосходном чувстве стиля архитектора.С точки зрения высокого искусства, замок Левенсона можно считать романтическим вдвойне. Дело в том, что он освящен именем выдающейся русской поэтессы Марины Цветаевой. Именно из стен этого полиграфического предприятия в 1910 году вышла ее первая книга «Вечерний альбом».А стихи свои Марина Ивановна писала в соседнем доме, расположенном на противоположной стороне Трехпрудного переулка. Этому дому стоит посвятить несколько строк нашего повествования.Одним из самых любимых московской интеллигентной публикой столичных домов было снесенное ныне здание, в котором до своего замужества жила поэтесса Цветаева. Она очень любила этот дом.Внешне цветаевский дом в Трехпрудном переулке был в высшей степени банален, но какая удивительная в нем царила атмосфера! В 1880 году отец поэтессы Иван Владимирович Цветаев женился на юной красавице Варваре Дмитриевне Иловайской. Молодой профессор искусствоведения и его очаровательная избранница поселились в Трехпрудном переулке, в домике, подаренном им Дмитрием Ивановичем Иловайским, отцом молодой супруги.Здание было очень уютным. В этом доме в принципе не могла не сложиться семейная жизнь. Однако в 1890 году в дом Цветаевых приходит беда – после рождения сына Андрея Варвара Дмитриевна умирает. Спустя год Иван Владимирович женился на Марии Александровне Мейн.Ей было всего 23 года, а ему – 44. Спустя год после свадьбы у Цветаевых рождается дочка Марина. Спустя еще два года – Анастасия.Дом Цветаевых в Трехпрудном переулке жил своей увлекательной, насыщенной творческой жизнью. Марина Цветаева складывала ему гимны. «Чудный дом, наш дивный дом в Трехпрудном, превратившийся теперь в стихи».[i]Прыжками через три ступениВзбегаем лесенкой крутойВ наш мезонин –Всегда весенний и золотой.Был заповедными соснамиВ темном бору вековомПрежде наш домик любимый.Нежно его берегли мы,Дом с небывалыми веснами,С дивными зимами дом.О, как солнечно и как звездноНачат жизненный первый том,Умоляю, пока не поздно, Приходи посмотреть наш дом!..В переулок сходи Трехпрудный,В эту душу моей души.[/i][b]Замок Шехтеля[/b]Подобно средневековым Франции или Англии, в которых странствующий рыцарь, покидая стены одного гостеприимного замка, видел впереди себя очертания нового, пространство между Большой Садовой улицей и Тверским бульваром щедро дарит современному путешественнику оригинальные постройки, созданные в стиле колоритного жилища европейских графов и баронов.Чтобы убедиться в справедливости этого утверждения, достаточно пройти несколько десятков метров и плавно перейти из Трехпрудного переулка в Ермолаевский, названный так в память о некогда стоявшей на Большой Садовой улице рядом со станцией метро «Маяковская» старинной церкви, освященной во имя св. Ермолая. Исторической справедливости ради стоит отметить, что это была единственная церковь в Москве в честь этого святого.В самом начале Ермолаевского переулка уютно расположился роскошный особняк, выполненный в стиле средневекового замка. Его построил в 1896 году для своей семьи архитектор Ф. О. Шехтель. К этому времени замечательному архитектору исполнилось 36 лет. Это была пора его профессиональной зрелости и полного расцвета творческих сил. После завершения строительства особняка Морозовых на Спиридоновке (1893 г.) он был уже известен и популярен.Гонорар, полученный Шехтелем за этот дворец, позволил талантливому архитектору приступить к постройке своего жилища.Федор Осипович Шехтель по праву считается творцом московского модерна – последнего архитектурного стиля дореволюционной Москвы, во многом определившего ее исторический облик. Далекие предки архитектора, баварцы, переселились в Россию во времена Екатерины Великой.В 1820-х годах Шехтели обосновались в Саратове, где успешно занимались торговлей и вскоре завели собственное дело: ткацкие фабрики, крахмальный завод и маленький летний театр.Отец будущего архитектора отправился в Петербург учиться на инженера-технолога, решил остаться в столице и женился на купеческой дочери Доротее Карловне Гетлих. Там 7 августа 1859 года и родился Франц Шехтель.После окончания саратовской гимназии будущий архитектор продолжил свое образование в Тираспольской римско-католической семинарии, которая готовила священников для местных колонистов.Мать Шехтеля, не имея средств, охотно отдала сына учиться на казенный счет. Конечно, священником он становиться не собирался. По окончании семинарии в 1875 году Шехтель приезжает к матери в Москву, твердо решив стать архитектором. Здесь он поступает в знаменитое училище живописи, ваяния и зодчества.Шехтеля приняли на курс архитектора Д. Н. Чичагова. Там он подружился с Николаем Чеховым, братом писателя, но бедность и нужда не давали возможности учиться в полную силу. «Не птица Божия – кормиться надо», – писал Шехтель.Он перебивался случайными заработками. С третьего курса ученика отчислили за плохую посещаемость. Гениальный Шехтель остался без диплома и без права на самостоятельное строительство.Он пустился «в свободное плавание». Шехтеля увлекла работа графика и оформителя, а работоспособность его была изумительной. Он иллюстрировал книги, журналы, театральные афиши, ресторанные меню, заслужив репутацию «виртуоза карандаша», рисовал виньетки, в том числе и для книг А. П. Чехова, навсегда снискав его дружбу. Не раз просил писателя «попротежировать» ему. Так, в 1887 году по рекомендации Чехова Шехтель исполнил свой первый церковный проект – часовню Михайловской церкви в Таганроге, которая не сохранилась до наших дней. Чехов называл Шехтеля талантливейшим из всех архитекторов, а он почтил память Чехова, построив в 1914 году на его родине библиотеку и музей. И летящая белая чайка на занавесе Московского Художественного театра в Камергерском переулке, напоминавшая о связи театра с Чеховым, – этот символ тоже придумал Шехтель.О своем шедевре в Ермолаевском переулке остроумный Федор Осипович шутливо писал: построил «избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу». Над входом была выложена золотистая мозаика с датой постройки «96», латинскими буквами «S» и «N» – инициалами жены архитектора – и тремя ирисами: бутоном, расцветшим и увядающим цветком, что символизировало три стадии человеческой жизни: детство, расцвет и старость. Ирис – и символ модерна, потому здесь в нем видят предначертанный Шехтелем символ новых перемен в искусстве. Сейчас в особняке Ф. О. Шехтеля находится посольство Уругвая.[b]Особняк Кекушева[/b]Из тихого Ермолаевского переулка перенесемся на Остоженку. Здесь нас ждет встреча с новым ярким произведением из плеяды московских замков.Удивительный по изяществу и стилю особняк расположен по адресу: Остоженка, 21. Эта жемчужина раннего модерна создана по проекту одаренного зодчего, яркого стилиста и блестящего рисовальщика – Льва Николаевича Кекушева.Л. Н. Кекушев – человек интересной и загадочной судьбы. Современным историкам архитектуры практически ничего не известно об обстоятельствах и дате смерти этого талантливейшего архитектора.Между тем его творчество связано с реализацией крупных и знаменитых строительных проектов. В 1899 году Кекушев выигрывает конкурс на право разработки проекта гостиницы «Метрополь». К работе над интерьерами и внешним убранством этого грандиозного сооружения были привлечены такие выдающиеся живописцы, как Поленов, Врубель, Коровин, Васнецов. Все они входили в художническое окружение знаменитого промышленника и мецената Саввы Мамонтова, являвшегося главным идейным вдохновителем и инвестором строительства гостиницы. Савва Мамонтов был не только крупным предпринимателем, но и человеком творчески одаренным, однако со сложным и противоречивым характером. Своим волевым решением меценат отдает подряд на строительство гостиницы «Метрополь» архитектору Валькоту, но после разорения Мамонтова новые владельцы нанимают Кекушева управлять строительством. Он блестяще справляется с возложенной на него миссией.Лев Николаевич проявил незаурядные предпринимательские способности. Он быстро сколотил приличное состояние, позволившее ему построить несколько собственных доходных домов в Хамовниках (Олсуфьевский переулок) и особняк, стилизованный под готический замок, на Остоженке. Формы особняка на Остоженке заимствованы из архитектуры европейского Средневековья, но творчески развиты и переосмыслены зодчим в духе модерна: это и угловая граненая башня с шатровой кровлей, и узкие вытянутые окна, и криволинейные очертания дверных рам. После развода замок на Остоженке достался его бывшей жене А. И. Кекушевой.[b]Пока поэзия жива[/b]Красивые дома в стиле модерн, выполненные в форме средневековых замков, не редкость для Москвы. Сегодня мы можем увидеть их готические башенки и стрельчатые окна в разных уголках столицы. В одном из таких особняков, расположенном на проспекте Мира, в доме № 30, находится музей Серебряного века.Здесь с 1910 по 1924 год жил поэт, писатель, критик и переводчик Валерий Брюсов, автор романа «Огненный ангел», проникнутого духом средневекового европейского мистицизма. В доме у Брюсова бывали К. Бальмонт, А. Белый, А. Бенуа, Ю. Балтрушайтис, С. Есенин, Е. Лансере, И. Северянин, В. Ходасевич, В. Маяковский, другие поэты и писатели Серебряного века. Именно на этот адрес писал письма своему учителю самый яркий и талантливый поэт-романтик начала ХХ века Николай Гумилев. В одном из своих ранних программных стихотворений «Я конквистадор в панцире железном…» он заявил о себе так:[i]Я конквистадор в панцире железном,Я весело преследую звезду,Я прохожу по пропастям и безднамИ отдыхаю в радостном саду.Как смутно в небе диком и беззвездном!Растет туман… но я молчу и ждуИ верю, я любовь свою найду…Я конквистадор в панцире железном.И если нет полдневных слов звездам,Тогда я сам мечту свою создамИ песней битв любовно зачарую.Я пропастям и бурям вечный брат,Но я вплету в воинственный нарядЗвезду долин,Лилею голубую.[/i]Эстетическая философия модерна по-прежнему вызывает сильнейший интерес у многих людей. Творческое наследие русских поэтов Серебряного века, как и раньше, волнует наши души. Идеи романтизма и традиции рыцарства не оставляют равнодушными интеллектуалов эпохи глобализации. В обществе как никогда востребованы немеркнущие идеалы красоты, подлинного стиля, изящества и благородной элегантности. Все это вселяет в меня уверенность в том, что мы еще увидим в Москве новое поколение средневековых замков.[b]Фото автора и Игоря ИВАНДИКОВА[/b]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.