Главное
Истории
Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

Хозяева улиц

Общество
Хозяева улиц

ЧТО ТАКОЕ пробки? Не те, которые в бутылке, а те, которые на улицах и прочих дорогах? Объяснять, видимо, не надо. Даже если вы заядлый пешеход, вы это знаете, как таблицу умножения.
Когда наша столица познакомилась с этими самыми пробками поближе? Столкнулась, как говорится, лицом к лицу? Это объяснить будет сложнее, поскольку то, что еще лет 15–20 лет назад именовалось «пробкой», нынче покажется человеку за рулем детской забавой! Уже с той поры, как город вырос до размеров «миллионника», обзавелся механическим транспортом, увеличил армию обслуживающих москвичей извозчиков до внушительного числа, «уличный вопрос» стал казаться нашим бабушкам и дедушкам весьма острым. Транспортные проблемы для жителей Москвы начала ХХ века были не в пресловутых пробках, которых по тем временам просто не могло быть, а просто... в бардаке, царившем на городских дорогах.
За несколько столетий неторопливой жизни москвичи привыкли к тому, что уличный транспорт им, в общемто, не мешает. Пешеходы были (помните выражение Ильфа и Петрова) «хозяевами улицы». Неторопливого «ваньку» и даже «бешено мчащуюся» тройку с бубенцами можно было заметить издалека, посторониться. Да и разъехаться двум повозкам «на встречных курсах» особого труда не составляло. Этот ритм жизни не изменился даже с появлением в городе первых видов общественного транспорта – линеек и конки.
А вот рождение электрического трамвая потребовало от москвичей соблюдения какой-то уличной дисциплины, к которой они, как оказалось, готовы не были. Посадка и высадка пассажиров осуществлялась, как бы сейчас сказали, «по требованию», а то и вовсе на ходу. А трамвай с его скоростью позволить такое не мог. В городе стали появляться специальные остановки. Название это поначалу просто писалось огромными яркими буквами на столбе электротяги или щите. Чуть позже стали строить специальные «павильоны», где можно было не только дождаться трамвая, но и переждать при случае дождь. Тем не менее москвичи продолжали «выскакивать» на ходу.
Появились первые жертвы «электрического чудовища» (как величали в те годы трамвай некоторые газетчики).
Это обстоятельство почему-то не только беспокоило, но и «веселило» журналистов. В газетах появились не только письма возмущенных читателей с требованием «остановить псевдопрогресс», но и...
карикатуры. Считается, что первой жертвой трамвая стал профессор Московского университета Л. А. Комаровский.
Его портреты были напечатаны во всех газетах с подробным описанием происшествия. Но осторожнее после этого москвичи не стали...
Да и сами трамваи часто становились виновниками дорожных столкновений. Видимо, тогда и появился у лихачей «аргумент»: «А чего мне бояться-то, ведь мой «аппарат» железный!..»
В 1910 году быстро несущийся вагон трамвая буквально протаранил карету выезжающего из Троицких ворот Кремля генерала Степанова. Кучер погиб, а генерал отделался ранениями... Да и при переходе улиц москвичи не спешили придерживаться каких-то разумных правил. «Я знаю одну очень почтенную барыню, – писал репортер газеты «Голос Москвы», – которая при переходе с одной стороны улицы на другую в бойких местах зажмуривается и стремительно кидается вперед. «Для безопасности, – уверяет она, – не так страшно!..»
Может быть, журналист и придумал эту самую барыню (чего только с нашими коллегами не случается!), но обстановка на московских улицах была приблизительно такой – ведь узаконенных пешеходных переходов тогда не существовало! Городские власти сочиняли правила для извозчиков, а потом и водителей автомобилей, но, похоже, в России правила всегда придумывали только для того, чтобы их нарушать! Извозчики «парковались», где им было нужно, «лихачи» устраивали гонки на Тверской улице, чтобы просто «помериться силами», а шоферы еще редких автомобилей нередко садились за руль подшофе.
Иначе откуда бы могло появиться, к примеру, такое газетное объявление: «Трезвый шоффер ищет места» (в те годы слово шофер писалось именно так).
Знакомая картина, не правда ли? «У нас ужасное уличное движение», – констатировал на одном из заседаний Городской думы гласный Шубинский. После чего в результате долгих дебатов было принято решение ограничить скорость движения автомобилей в городе 12 верстами в час, запретить садиться за руль лицам моложе 18 лет и ввести ежегодные осмотры «механических повозок».
А ведь в те благословенные годы никому из чиновников (любого ранга) просто не могло прийти в голову ставить себя в исключительное положение по отношению к другим участникам движения, а тем более перекрывать улицу для проезда VIP-персоны. Попытка сделать такое в конце XIX века губернатором Москвы, великим князем Сергеем Александровичем вызвала не только осуждение обывателей, но и протесты городских властей (правда, оставшиеся без внимания со стороны спесивого дяди императора).
А вот московский градоначальник А. А. Адрианов даже издал по этому поводу особое распоряжение: «Проезжая по городу, я усмотрел, что некоторые городовые, заметив мое приближение, поспешно останавливают движение экипажей, освобождая путь для моего проезда... Предлагаю разъяснить городовым, чтобы... при моих проездах постовые городовые ограничивались лишь поддерживанием установленного порядка движения...»
Часто заторы возникали на московских улицах из-за узости мостов, перекинутых через речки и железнодорожные пути. При этом раздражала москвичей не только «задержка в движении», но и хорошо знакомая сегодняшним водителям ситуация.
Вот, например, что сообщает 6 февраля 1906 года своим читателям газета «Новости дня»: «Тверской Заставы оборванцы нагло преследуют проезжающих, пользуясь затором движения из-за узости переезда через железнодорожное полотно...» Как мы видим, даже некоторые «бутылочные горлышки», легко затыкаемые «пробками», за сто лет остались на своем месте!

[b]Справка «ВМ»[/b]
[i]Московские извозчики делились на несколько категорий. Самые дешевые экипажи были у «ванек», которые приезжали в Москву из деревень на своих лошадках, иногда брали лошадей у хозяев в аренду. «Ваньки» просили недорого, работали много, готовы были ехать куда прикажут. Небогатые мещане, мелкие чиновники, приказчики, простой люд, разжившийся лишней копейкой, – это клиенты «ванек».
На другом полюсе находились «лихачи». У них были хорошие, ухоженные лошади, лакированные коляски, зачастую на шинахдутиках. Лихачи, как правило, работали на себя, рассчитывая на богатых клиентов. На «лихачах» ездили офицеры, кавалеры с дамами, богатые купцы и т. д. «Лихачи» появлялись на улицах к обеду, но трудились всю ночь. Театры, рестораны, гостиницы – вот основные точки, где они ждали своих клиентов. За поездку «с ветерком» «лихач» просил не меньше 3 рублей, тогда как «ванька» брал за поездку 30–70 копеек.
Среди извозчиков своеобразной аристократией считались «голубчики» или «голуби со звоном», которые имели на своих экипажах мелодичные поддужные колокольчики. А название их произошло от знаменитого кучерского выкрика «Эх, голуби!»[/i]

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.