Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Чудо в Гончарах

Общество
Чудо в Гончарах

«Открыл» – пожалуй, не совсем точно: прежде временная экспозиция располагалась в бизнес-центре «Верейская плаза». Но там выставочных площадей было куда меньше, чем по месту постоянной прописки абрамовского детища в 3-м домовладении по Гончарной улице. Отвечая на вопрос обозревателя «ВМ», один из экспертов музея – завотделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталья Шередега – призналась, что среди шести сотен экспонатов чудотворных в классическом смысле икон нет. Но уже сам факт, что удачливому московскому бизнесмену-строителю Михаилу Абрамову за ничтожный по меркам серьезного коллекционирования шестилетний срок оказалось по силам не только собрать их у себя, но и по всей науке разместить в изящно объединившей пару старомосковских особняков стильной новостройке, тянет на подлинное чудо. [b] От чего художника иконостас упас[/b] Возможно, именно поэтому никто из журналистов на торжественной церемонии открытия не рискнул спросить, чего – в рублевом эквиваленте – Абрамову все это стоило. В любом случае понятно: как в само здание в древней Гончарной слободе, при реконструкции счастливо избежавшее кичевой эклектики (к которой москвичи в новых объектах старых музеев, в том числе государственных, к сожалению, уже успели привыкнуть), так и в его содержимое «закопано» целое состояние. На четырех этажах общей площадью 2,5 тыс. кв. м здесь разместились даже не одна, а несколько коллекций, каждая из которых по полноте и созвездиям раритетов могла бы удачно конкурировать как с той же Третьяковкой, так и с Русским музеем. Весомее других, конечно, древнерусский отдел, охватывающий период с XIV по XVII век, даром что экспонатов здесь всего полсотни. Подлинная жемчужина в этой россыпи самоцветов – Николай Угодник ростовской иконописной школы середины 3-й четверти XIV века, обнаруженный в 1968 году в закрытой часовне деревни Кялованьга на реке Онеге, что в Архангельской области. Этот образ у петербургского коллекционера Ершова приобрел коллега и давний знакомый Абрамова – Николай Задорожный, возглавляющий сейчас Музей русской иконы в должности директора. Достойную компанию Николе в выставочном зале составляет крупнейшая из находящихся в частных собраниях коллекция псковских икон XVI в. и деисусный чин из иконостаса, приобретенный в петербургском антикварном салоне «Рапсодия». – Как удалось выяснить по архивным данным, иконостас был заказан в середине XVI века проживавшими в Касимовском уезде Рязанской губернии боярами Слепцовыми из ответвления древнего дворянского рода Белосельских-Белозерских. В 1920-е годы к себе в квартиру на Петроградскую сторону Деисус привез один ленинградский художник. В войну этот дом разбила вражеская фугасная бомба, и не пострадало только жилище живописца, – рассказывает хранитель музея Анна Иванникова. – В 1945 году владелец подарил драгоценность вдове своего погибшего друга Стефаниде Буц, а в антикварный салон ее сдали уже Буцы-младшие… [b] Одигитрия от Симона Ушакова и Виктора Самсонова[/b] Подобные истории сотрудники музея на Гончарной улице могут рассказывать у каждого второго стенда. Некоторые редкие экземпляры Абрамов купил у соотечественников-коллекционеров. Так, праотеческий чин из иконостаса XVII–XVIII вв. приобретен у земляка Вячеслава Момота. Многое подарила вдова еще одного коллекционера всероссийского масштаба – петербуржца Виктора Самсонова, на протяжении 1990-х годов мечтавшего об открытии подобного очага культуры в Северной столице и так и не дожившего до осуществления своей задумки (среди самсоновского наследия – новозаветная Троица 1-й трети XVIII века, правильнее атрибутируемая как икона «Отечество» из верхней части каркаса шатровой церкви русского Севера). Наконец, многие экспонаты «пришли» поистине детективным образом (если хотите – чудесным путем). – Когда Самсонов покинул этот мир, его собрание разошлось по частям, разрознилось, – говорит научный консультант музея (а по совместительству – не только супруга директора, но и ведущий научный сотрудник Русского музея Ирина Шалина). – Через некоторое время в одной из маленьких подмосковных церквей Абрамов случайно увидел несколько икон, находившихся в весьма плачевном состоянии: красочный слой прослеживался практически под каждой. Михаил Юрьевич решил приобрести их все и отреставрировать. Каково же было наше удивление, когда выяснилось: это маленькая частичка прежде огромной коллекции Самсонова… Настоящим бриллиантом в этой группе оказалась икона Божией Матери Одигитрия – единственная подписная (т. е. отмеченная личным «автографом» автора) из находящихся в России кисти царского иконописца Симона Ушакова и его ученика Георгия Зиновьева (XVIII в.). [b]Савва превращается в Сергия[/b] При всеохватности тем потрясают редкие иконописные сюжеты, которые здесь буквально на каждом шагу. Многим ли православным знакома икона «Поклонение Жертве», изображающая распятого Спасителя в виде закланного Агнца? А образ Божией Матери «Неугасимая Свеча», прозванный в народе Угличской Вратарницей (и возникший, по преданию, когда сторожа одного из угличских монастырей разбудила взявшаяся ниоткуда и также посреди пути исчезнувшая странница со свечой в руке, после чего он выбежал на улицу и… нежданно-негаданно спугнул шайку собиравшихся творить свое черное дело воров)? А Зосима и Савватий Соловецкие с… пчелиными ульями?! Разнообразят все это дивное благолепие слегка непривычные для наших средних широт местные стилистические мотивы Поонежья, Выга да Поморья с завитками в виде травы и барашками – волнами морскими… – Иногда на отдельно взятой иконе один святой волей иконописца сменял другого, – продолжает интереснейшую экспресс-экскурсию Иванникова. – Смотрите: вот Феодосий Тотемский с рекой Тотьмой на заднем фоне. А вот та же Тотьма и в точности тот же пейзаж, только образ уже иной – Антония Дымского. Точно так же Савва Сторожевский уступил свое «законное» место Сергию Радонежскому… Конечно, на стародавних редкостях будущим посетителям абрамовского музея зацикливаться не стоит. В зале XIХ – начала ХХ века тоже достаточно уникумов. Взять хотя бы образ святого XIV века Феогноста Киевского – небесного патрона, управлявшего в позапрошлом столетии КиевскоГаличской епархией митрополита Феогноста, принятый тем в дар от купца Тарковцева вместе с роскошным чеканным письмом-обращением. Подписи на этой украшенной драгоценными камнями иконе нет, но, по словам Иванниковой, скорее всего, ее сделали в мастерской Гурьянова – одной из лучших в дореволюционной России, творения которой обходились заказчикам в поистине баснословные деньги. [b] Добро пожаловать в молельню[/b] Есть, конечно, в музее и собственная изюминка, без которой он был бы просто местом демонстрации шедевров. Одновременно это – самый крупный экспонат, внутрь которого экскурсантам даже можно проходить. Старообрядческую молельню беспоповского согласия Николай Задорожный впервые увидел больше 40 лет назад в деревне Бухолово Вышневолоцкого района. Когда новое музейное здание готовилось к открытию, он загорелся идеей доставить это сооружение в Москву… – Из выживших в деревеньке людей никто не помнил, что таковое у них имеется! – смеется Николай Васильевич. – Только после долгих расспросов самая древняя бабушка смутно припомнила место расположения часовни. Оказалось, оно давно заросло подлеском, а сами бревна и доски на две трети сгнили… Осторожно перевезя все более-менее уцелевшие комплектующие в Москву, Задорожный бережно собрал их прямо в экспозиции, и теперь этот уютный закуток выставочного зала – настоящая душа Музея русской иконы… Автор этих строк стопроцентно убежден: предназначенный при создании каждой иконе ее дом – в храме или в домашней божнице, а не в музее, тем более в запасниках. Музейщики с этой точкой зрения в корне не согласны и всегда с готовностью бросаются отстаивать собственную позицию, видя в иконописи прежде всего художественный памятник. Наверное, нас рассудит история, а частный музей Михаила Абрамова – наилучший на ближайшую общественную перспективу вариант разумного компромисса. По крайней мере, на открытии музея его торжественно освятили православные священники, так что никаких претензий к нему у Церкви, видимо, нет.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.