Канал-кормилец
[b]Бурлаки, они же мулы[/b] Многие великие стройки зиждятся на костях. На костях стоит наша северная гордость – Санкт-Петербург. Немало человеческих слез влилось в свое время и в строившийся Панамский канал. Завербованные на его строительство рабочие – в основном из близлежащих карибских колоний Франции - ехали к месту работы с заранее заготовленными гробами – лихорадка и малярия были беспощадны… …Плывет-качается наш кораблик по желтоватым водам канала – накануне снова прошел дождь, и глинистая почва со склонов сделала воду мутной. Панамцы же дождю всегда рады – он питает не только корни деревьев, но и животворящую вену страны – канал. Наш гид-переводчик сеньорита Дженифер Арауз сообщает, что путешествовать по Каналу можно от нескольких часов до нескольких дней. Солнце парит. Строений по берегам мало: ведь это зона отчуждения. Постовые машут нам руками и улыбаются: они совмещают функции охранников и техпомощи. А более серьезные «смотрящие» – три военных корабля под американским флагом. Вот и два величественных моста, соединяющие Северную и Южную Америки. И наш теплоход опускается в шлюзы «Мирафлорес» и «Педро Мигель» на 26 метров. Путешествие займет 5 часов. Плывут-качаются по водам канала миллионы долларов – огромные корабли Panamax присели по ватерлинию под тяжестью контейнеров. Везут в основном американские и китайские товары. Через шлюзы им помогают пройти небольшие локомотивы, которые тут именуют мулами, – в память о животных, когда-то тянувших на лямках барки. Мы бы в России, пожалуй, назвали их бурлаками. Недавно был завершен первый этап расширения Панамского канала – амбициозного проекта, за реализацию которого проголосовали около 79% жителей страны. Полностью проект модернизации этой животворящей вены панамы будет реализован, как объявило правительство Панамы, к 2014 году. Мне довелось увидеть, как это происходит: мощные экскаваторы срезают кромку берега, после чего землю увозят грузовики. Одновременно сильная землесосная техника делает Панамский канал глубже (это, кстати, очень актуально и для американских военных кораблей – но, впрочем, это отдельная сложная тема). В ходе реконструкции планируется построить новые, более широкие шлюзы. Надо отметить: работы по расширению и углублению канала ведутся так, чтобы не мешать проходам торговых и круизных судов, а также частных яхт. Реконструкция Панамского канала крайне важна для этой центрально-американской страны, он – опора экономики, крупнейший «наполнитель» госбюджета. К 2014 году канал будет модернизирован и сможет пропускать супертанкеры водоизмещением 130-170 тыс. тонн. Максимальная пропускная способность канала возрастёт до 18,8 тыс. судов в год. Реконструкция, надо сказать, влетит в копеечку, – по сегодняшней проектно- сметной документации работы обойдутся в $5,25 млрд. Но игра стоит свеч: к 2015 году бюджет Панамы будет ежегодно получать $2,5 млрд доходов от канала (пока эта цифра составляет чуть более $2 млрд), а к 2025 году доходы возрастут до $4,3 млрд. Тарифы за проход по Панамскому каналу, по мнению искушенных в бизнесе перевозок коммерсантов, сравнительно невысоки: 2,57 доллара за тонну-нетто для груженого судна и 0,86 доллара - для порожнего. Однако для прохождения через канал надо записаться заранее, встать в очередь, да-да! Если кто-то захочет пройти без очереди, то надо купить такое право на аукционе. Кстати, рекорд за такой внеплановый проход принадлежит владельцам американского пассажирского лайнера Disney Magic, которые заплатили в мае 2008 года $331,2 тысячи. Нет сомнения в том, что эти вложения окупились сторицей. [b]Как всё начиналось и как закончилось «панамой»[/b] Панамский канал – мощное и стабильное предприятие. Сегодня Панаму представить себе без канала как-то непросто. А саму дерзкую и перспективную идею прорыть канал через Дарьенский (он же – Панамский) перешеек впервые высказал еще в 1550 году португальский мореплаватель Антонио Гальвао. Однако власти Испании, - а в то время нынешняя территория Панамы была испанской - сочла идею Гальвао сумасбродной авантюрой. Португальцу отказали. Но наступил век девятнадцатый, и развитие науки и техники показало, что идея вовсе не безумна, а весьма перспективна в экономическом, а значит и политическом планах. За право осуществить проект начали бороться американцы и англичане. Только за период правления 18-го президента США Улисса Гранта на перешеек было послано 27 экспедиций, чтобы провести исследования, измерения, разработать оптимальный маршрут канала. Обсуждалась идея соорудить канал между Атлантикой и Тихим океаномв Никарагуа - по озеру Никарагуа и руслу реки Сан-Хуан. Впрочем, пришлось отказаться от этой идеи из-за двух очагов нестабильности: местных вулканов и тлеющих политических конфликтов внутри страны. Поначалу и канал в Панаме, которая в то время была областью Колумбии, тоже был отклонен из-за ужасного климата, плотных джунглей, частых наводнений, тропических болезней. Период поисков вслепую и скепсиса по поводу перспектив рытья сверх-канала завершились в тот момент, когда за дело взялся 70-летний французский граф Фердинан Мари де Лессепс, дипломат и предприниматель. Личность это была яркая и сильная. В середине XIX века вице-король Египта Саид-Паша даровал де Лессепсу концессию на строительство Суэцкого канала… и уже в 1869 году детище Лесепса - 168-километровый канал был торжественно открыт для навигации. Пора было браться за новый проект, новый канал. В 1876 году, семь лет спустя после торжественного открытия Суэцкого канала, Лессепс создал акционерный синдикат, который должен был исследовать и обосновать целесообразности тонкого расчленение панамского перешейка (или же - обосновать отказ от затеи). Французского правительства вело тонкую игру, решив сыграть на антиамериканских настроениях властей Колумбии. В мае 1879 года в Париже открылся Международный Конгресс по обсуждению вариантов канала, соединяющего Атлантический океан с Тихим. Американцы настаивали на никарагуанском варианте, французы – на панамском. И – выиграли: конгресс одобрил план сооружения канала стоимостью $240 миллионов в Панаме на уровне моря, с началом реализации через 12 лет. В разработке плана принял участие инженер Густав Эйфель - создатель знаменитой Эйфелевой башни (впоследствии он об этом пожалеет – но не будем забегать вперед). Работы начались в 1881 году бригадой в 200 человек. Прошло два года – и число строителей возросло до 19.000. Ох, нелегкая это была работа, смертельно опасная. Как уже говорилось, ехать на стройплощадки рабочим часто приходилось, запасшись гробами: желтая лихорадка, малярия, оспа, землетрясения, наводнения, тяжелый быт и скудное питание плодили покойников, которые еще вчера управлялись со сложной техникой, катали вагонетки с грунтом и ворочали огромные, облепленные грязью камни. По официальной статистиске, из каждых 100 вновь прибывших работяг по крайней мере 20 умирали, а из оставшихся в живых только 20 были «в форме». Уровень смертности в местных больницах достиг 75%. Крупнейшей аферой в истории мировой экономики стала продажа акций Панамского канала, - точнее, не сама продажа, а махинации с ними и вокруг них. Акции предлагались по цене 100 долларов каждая и разлетелись со скоростью горячих маисовых лепешек: за три дня их продали на сумму более чем на 1200 млн долларов. Отметим: по тем временам это была космическая цифра. Но тут у Лессепса началось головокружение от успехов, при том что он мало чего понимал не только в инженерном деле, но в финансах. А потому действовал часто импульсивно, по-дилетантски, почти как за столом с рулеткой в казино. Так, он без согласования с кем бы-то ни было и без объяснения своего решения, взял да и уменьшил смету стоимости канала с первоначальных $240 миллионов до $131 миллиона. При этом в Париже он издавал оптимистические «ура-ура» бюллетени, которые, как позже выяснилось, публиковались за большие взятки французским журналистам. В 1885 году первоначальная оценка стоимости строительства канала - 240 миллионов долларов была восстановлена. Комиссия, созданная французским правительством для исследования вопроса, возвратилась с отчетом, требовавшим решительных изменений в проекте, после чего Лессепс согласился на канал со шлюзами оценочной стоимостью в $331 миллиона. Но собрано было через акции 200 миллионов долларов. Влетело в копеечку и то, что несмотря на высокие заработки, текучесть кадров была высокой: рабочие и инженеры, которым посчастливилось выжить в тяжелейших бытовых и эпидемиологических условиях, увольнялись и бежали со стройки. Где взять недостающие миллионы? Не помогли ни заем под гарантии правительства Франции, ни выпуск лотерейных билетов. Лессепс обвиняли в том, что он задумал строить Панамский канал по типу Суэцкого - на уровне моря, что, по мнению специалистов, было ошибкой, так как в некоторых местах перепад высот составлял до двадцати метров: в этом случае без шлюзов не обойтись. К 1888 году на строительство канала было истрачено почти в два раза больше средств, чем намечалось, а выполнили едва ли треть работ. И 4 февраля 1889 года синдикат Лессепса отступился от проекта Панамского канала. Пришла полоса судебных разбирательств, обвинительных приговоров, самоубийств и побегов мошенников за границу. Попытки обратиться за помощью к России провалились, и грянул дефолт - стройка была приостановлена, прекратились платежи по долгам. 800 тысяч буржуа, купивших акции Панамского канала, разорились и жаждали «крови». Тогда и родилась пресловутая фигура речи – «панама», - синоним гинатской аферы. Судебное разбирательство доказало, что синдикат обманывал своих акционеров, публикуя недостоверную информацию. Фердинан де Лессепс и его сын Шарль, бывший бухгалтером в компании, получили по пять лет тюрьмы. Гордость Франции Гюстав Эйфель тоже пострадал: был осужден на два года. Правительство Франции ушло в отставку. Пять лет тюрьмы получил и министр-лоббист проекта Шарль Байо. Фердинан де Лессепс ввиду преклонного возраста и заслуг перед страной был избавлен от тюрьмы, но такие стрессы на девятом десятке лет даром не прошли: впавший в депрессию старик сошел с ума и умер в декабре 1894 года в возрасте 89 лет. Его сын Шарль дожил до 1923 года, успев увидеть Панамский канал в действии. К тому времени доброе имя и его, и его отца было восстановлено. Старсти поутихли, время прошло, и стало ясно – Лееспсы впрямую не виноваты, они не воры и мошенники, «панама» творилась за их спинами, что, разумеется, не снимает с них ответственности. Итак, Франция ушла с арены борьбы за Панмский канал. Ее место быстро заняли США. [b]Однажды в Америке – Северной и Центральной[/b] В декабре 1901 года французская Новая (это ее название) компания, созданная на месте разорившейся, продала акции Панамского канала североамериканцам. Париж просил за акции 109 миллионов долларов, но получил лишь 40 миллионов. Мудрый президент США Теодор Рузвельт понимал, что, как говорится, «никуда они не денутся». Тогдашнее правительство Колумбии не только не возражало против этой сделки, но и разрешило французам передать США все дела и полномочия. И уже грузились на платформы землеройные машины, вагонетки и отбойные молотки, как грянул скандал: очнувшийся колумбийский парламент вдруг запротестовал: в августе 1903 года его депутаты выступили с заявлением, где расценили франко-американскую сделку как "нанесение ущерба суверенитету Колумбии". Тут же парировал посол США в Боготе: "Если договор не будет ратифицирован, Конгресс Соединенных Штатов вынужден будет предпринять меры, о которых пожалеют все друзья Колумбии". Но "друзья Колумбии" и колумбийская элита продолжали упорствовать, рассчитывая на будущие барыши в виде взяток и участия в супербизнесе, но вскоре горько пожалели о своем упорстве. США выделили средства не колумбийским депутатам и министрам правительства Боготы, а дождавшимся своего часа панамским сепаратистам. 2 ноября 1903 года США направили к Панамскому перешейку военные корабли, на фоне которых, а точнее – при их демонстративной поддержке - поднялось антиколумбийское восстание. А вскоре у побережья Панамы появилась канонерская лодка "Нэшвилл", высадившая десант морской пехоты США. Тогда и была провозглашена независимости Панамы от Колумбии. Посланные официальной Боготой для подавления восстания колумбийские войска были задержаны американской администрацией железной дороги у города Колона, а затем блокированы десантными частями США. 6 ноября 1903 года правительство президента Т. Рузвельта признало независимость Панамы, и уже через десять дней начал работу посол Панамы в США Ф.Бунау-Вариллы. Еще через несколько дней был подписан договор между США и Панамой, гарантирующий предоставление Панамой США экстерриториальной зоны для строительства Панамского канала. По договору Панама передала в вечное пользование США зону шириной 16, 1 км для постройки и эксплуатации межокеанского канала, а также предоставила США право возводить там укрепления, содержать войска и осуществлять власть, "как если бы они были сувереном" этой территории. США стали по сути хозяевами этой территории: они получили право во всякое время и по своему усмотрению вводить и размещать свои войска в любом районе Панамы. В качестве компенсации США обязались уплатили Панаме единовременно 10 миллионов долларов единовременно и обязались перечислять арендную плату в 250 тысяч долларов ежегодно. (Эта сумма потом несколько раз увеличивалась и достигла в 1998 году 110 миллионов долларов). В конце ноября 1903 года завершилось развертывание войск США в зоне строительства Панамского канала. Одновременно на границе с Колумбией был построен ряд укрепленных фортов. Это был уникальный в истории случай, когда специально под коммерческую сделку было создавано независимое государство (!). Впрочем, панамцы обижаются, когда слышат такое. Когда в частной беседе я именно так сформулировал события тех давних времен, то меня одернули, - о независимости, сказал мой собеседник-паанмец, мечтает каждый народ, и смешивать это с коммерцией не стоит, вот, мол и СССР распался… Спорить я не стал, тем более что беседа шла под звон бокалов со старым добрым «Абуэло»… Но вернемся в начало прошлого века. Итак, Панама стала по сути дела американским протекторатом. В 1904 году возобновились работы по прокладке Панамского канала, а уже в 1914 году первый корабль, шедший из Эквадора в Европу, опробовал на себе, каков он, этот короткий путь по рукотворному проливу. Судно шло 9 часов, сэкономив около 8 тысяч километров. Увы, яркое и по-настоящему эпохальное событие утонуло в грохоте пушек Первой мировой войны, и пуск в эксплуатацию Панамского канала стал не мировым, а лишь локальным событием. Вскоре, однако, радостные настроения сменились недоумением и обидами: североамериканцы начали выселять местное население из зоны канала, обнесли ее колючей проволокой, обращались с панамцами высокомерно и сухо, всячески демонстрируя, кто на канале хозяин... Но – что случилось, то случилось. По официальным сведениям, стройка века обошлась американцам в 380 миллионов долларов. На проектную мощность канал вышел в 1920 году. Панамский канал власти США долгое время считали не просто своей собственностью, но и символом своей экономической и военной мощи. При этом каждый президент Панамы поднимал вопрос о переходе канала под юрисдикцию своей республики. И вот, наконец, В 1977 году под давлением мировой общественности американская администрация была вынуждена пойти на заключение договора, предусматривающего передачу канала под юрисдикцию Панамы к 2000 году. Фактически это случилось еще раньше – в 1999 году. Договор предусматривал также ликвидацию военных объектов США на панамской территории: командного пункта и штаба (Куорри-Хайтс) объединенного командования вооруженных сил США в зоне Центральной и Южной Америки (OK BC США в зоне ЦЮА), авиабазы ВВС Ховард, пункта базирования ВМС США и ряд других важных объектов. Сегодня, в чем я смог убедиться воочию, бывшие американские казармы и офицерские общежития переделаны под отели и офисные комплексы. Добротные здания, надо отметить. И они, как мне показалось, вовсе не раздражают панамцев, не напоминают им о национальном унижении, как можно было бы подумать. Как бы то ни было, ярко выраженных антисевероамериканских настроений у людей, с которыми мне довелось общаться в Панаме, я не заметил. Более того, когда в одной русско-панамской компании заговорили о том, что-де Панама в военном отношении далеко не сверхдержава, мне ответили примерно так: «Не дай Бой что – нас будут защищать США, и мы это знаем. Канал – не только наше богатство, но и залог нашей безопасности!». Впрочем, не хочу и не могу обобщать, говоря о подобных настроения панамцев – просто делюсь наблюдениями. [i]Фото автора.[/i]