Эксперт о потерях казны от иностранных интернет-магазинов: Покупатель знает, за что платит
Цифру озвучил глава Комитета ГД по бюджету Андрей Макаров, назвавший это ударом по российскому бизнесу. Не стихают последнее время и призывы ввести НДС (18%) на все товары, ввозимые в страну из-за границы через торговые интернет-площадки. Наиболее активно эту идею двигает отечественная Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), объединяющая такие ретейлеры, как Ozon, Lamodа, «М.Видео», «Эльдорадо» и другие. По подсчетам АКИТ, в 2018 году ввод НДС мог бы принести в бюджет 64 млрд рублей. Поэтому предложение уже оформили как законопроект и направили на рассмотрение в правительство РФ.
Между тем многие эксперты считают, что это лишь прибавит госказне расходов. Так, по подсчетам консалтинговой компании Ernst & Young, российский бюджет будет терять от ввода НДС около 34,6 млрд рублей в год, так как стоимость администрирования (77,8–88,9 млрд) превысит размер собираемого налога.
— Мы проводили подобные исследования и получили схожую цифру — 90 миллиардов, — рассказал «ВМ» председатель Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. — Более того, в мире нет ни одной страны, которая зарабатывала бы на таких налогах с посылок. ЕС, например, теряет на этом 32 миллиарда евро. Боле того, запретительные меры резко повышают уровень контрабанды, и государство теряет еще больше. И нам сейчас предлагают идти тем же путем. В казне что, много лишних денег? Не логичнее ли дать населению возможность пользоваться недорогими товарами без бюджетных потерь? Я в этой инициативе вижу не заботу о потребителе, производителе и государстве, а лишь попытку некоторых ретейлеров административными мерами расчистить себе рынок. Видимо, их не устраивает, что покупатель голосует рублем за более качественные и дешевые товары из-за границы. Я не оговорился про качество. Наш покупатель давно уже разобрался в специфике тех же китайских товаров. На одном и том же маркетплейсе три вроде бы одинаковых, скажем, стакана могут стоить и 1 доллар, и 5 или 10. За 10 будет отличное качество, за 5 — нормальное, а вот стакан за доллар может оказаться из папье-маше. И потребитель прекрасно понимает, за что именно он платит. Поэтому беспокойство, что он как-то будет ущемлен, совершенно напрасно. А все эти разговоры про «хватит кормить заграницу»… Нужен паритет в виде нормальной, вразумительной экспортной политики, потому что условия для экспортеров сейчас имеют по сути запретительный характер: масса препон — законодательных, налоговых, сертификационных.