МКАД разделила Москву и Подмосковье. По социальному признаку
Административная граница, разделившая Москву и область, в жизни рядового жителя, на первый взгляд, не имеет никакого значения. Но это только на первый взгляд.Различия между двумя субъектами Федерации есть. И касаются они прежде всего качества жизни проживающих здесь людей. Не случайно при обсуждении возможного слияния столицы и Подмосковья в единый регион частенько вспоминают объединение ФРГ и ГДР. Сравнение некорректное, но оно довольно точно отражает экономическую ситуацию, сложившуюся по обе стороны административной границы.Для москвичей и жителей Подмосковья линия разделения ассоциируется, в первую очередь, с Московской кольцевой автодорогой. Пробки на подступах к МКАД с каждым годом растут все сильнее – основные магистрали, ведущие в область, вечером стоят наглухо. При этом за последнее время в столице были реконструированы практически все крупные вылетные трассы. А область так и не смогла довести до конца ни одного масштабного транспортного проекта.Как пример работы по расширению проспекта Мира и Ярославского шоссе стартовали в области гораздо раньше, чем в столице. Но в городе они реализованы, а область так и не сумела решить вопрос с транспортными развязками возле Мытищ и Королева. В итоге магистраль почти все время скована пробками.Примерно такая же картина на всех основных радиальных магистралях Подмосковья.Не выполнили областные власти и обещание одновременно с Москвой провести реконструкцию одного из самых загруженных шоссе – Ленинградского.После завершения реконструкции Большая Ленинградка станет самой современной в плане организации дорожного движения и самой мощной по транспортной нагрузке магистралью столицы, но сразу за МКАД она превращается в рядовую дорогу областного значения со всеми вытекающими отсюда последствиями.Фактически МКАД превратилась в незримую стену, которая отделила столицу не только от Подмосковья, но и от всего центра России. И стена эта носит не только географические характеристики. Она в экономике, в системе управления, в уровне социальной защиты и в качестве жизни людей.Получается парадоксальная ситуация: чем интенсивнее развивается Москва, тем сложнее в ней жить. Если ситуацию не изменить, а искусственно созданные границы между городом и областью неупразднить, то невидимая стена окончательно замкнется вокруг столицы, перекрыв всякий путь к дальнейшему развитию всего центрального региона.Тема единой и согласованной стратегии развития Москвы и Московской области звучит давно, но пока не выходит за рамки вялотекущего обсуждения. Позиция Москвы озвучена мэром столицы: город готов к сотрудничеству и межрегиональной интеграции. Причем эта интеграция подразумевает не объединение Москвы и области в единый субъект Федерации (такой подход был бы преждевременным), а выработку единого плана территориального развития, объединения управленческих усилий и инвестиционных возможностей, создания равноценных условий для повышения качества жизни людей.Говоря о возможном объединении Москвы и области, стоит отметить, что для огромного числа жителей столичного региона оно уже состоялось по факту. В большей степени это касается, конечно же, тех, кто приезжает из области в столицу на работу. И речь идет о нескольких миллионах человек. Наверняка, предложи этим людям достойную альтернативу по месту проживания, они бы с радостью отказались от необходимости тратить по дватри часа на дорогу до работы и обратно.Между тем при условии единой стратегии развития Москвы и области, эта задача вполне решаема. В столице реализуется целый ряд экономических проектов, связанных с модернизацией промышленности и выводом материалоемких производств за пределы города. Крупные промышленные и научно-технические центры области могли бы более тесно интегрироваться в эти проекты. Москва активно развивает агропромышленные холдинги, объединившие крупные финансовые и производственные структуры и работающие сегодня в нескольких российских регионах. Но отсутствие четкой позиции по вопросам развития сельскохозяйственного производства у подмосковного руководства тормозит их развитие в области.Административные барьеры, возведенные между Подмосковьем и столицей, замедляют его социально-экономическое развитие. Юрий Лужков приводит потрясающие данные. В объединенном регионе будет сосредоточено около 14% населения России, почти 30% экономики страны и не менее 40% инвестиций. Совокупный бюджет столицы и области составляет на сегодняшний день 1,4 триллиона рублей.Однако суть предложений Юрия Лужкова сводится не к увеличению общего потенциала, а к устранению диспропорций в экономическом развитии всего центрального региона России.Ведь эти диспропорции – серьезная преграда для необходимого социально-экономического прорыва. Наша страна вплотную подошла к задаче реализации стратегии развития России на многие годы вперед. А синхронизация экономики на макрорегиональном уровне позволит выйти на новый уровень конкурентоспособности.