Главное
Истории
Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

История классика. «Муму» сегодня не читают

Развлечения
Актер Анатолий Руденко в сцене из спектакля режиссера Глеба Черепанова «Тургенев. Сегодня!», приуроченного к 200-летию со дня рождения писателя
Актер Анатолий Руденко в сцене из спектакля режиссера Глеба Черепанова «Тургенев. Сегодня!», приуроченного к 200-летию со дня рождения писателя / Фото: Кирилл Каллиников/РИА Новости
К 200-летию со дня рождения Ивана Тургенева на Основной сцене Московского академического театра имени Вл. Маяковского прошла премьера спектакля «Тургенев. Сегодня!»

12 марта постановка, созданная в рамках федерального проекта «Театральная Россия», отправляется в путешествие по городам страны. Первым в большом турне по югу, северу, Уралу и Центральной России будет Липецк.

Министр культуры России Владимир Мединский перед вступительным словом на премьере поинтересовался, сколько мест в Театре Маяковского. И когда услышал, что 800, заметил: — Зал полон. Публике интересно посмотреть спектакль о нашем классике. Тургенев был не только великим писателем, но и ярким, разносторонним человеком. В этой постановке Тургенев представлен и как писатель, и как гражданин, и как общественный деятель.

«Тургенев. Сегодня!» начинается достаточно оригинально — с признания артистов, занятых в постановке, да и режиссера Глеба Черепанова о том, что из Тургенева «читали только «Муму», но знают, кто такой нигилист Базаров».

Такие слова звучали с экрана, установленного на сцене. О пробеле в своем образовании без угрызений совести говорили молодые артисты, подтверждая современную аксиому о том, что «молодежь в наш век ничего не читает».

Но ведь из первоисточника — романа Ивана Тургенева — известно, что и в XIX веке читали только то, что нужно для профессии. И в финале спектакля писатель, беседуя с дочерью Пелагеей (Василиса Кузьмина), с болью в сердце восклицает: «Жаль, что ты не любишь природу, поэзию и между нами нет взаимопонимания». Конфликт «отцов и детей» красной нитью проходит через весь спектакль. Мать Тургенева — Варвару Петровну — играет актриса театра Любовь Руденко.

В роли самого классика русской литературы Анатолий Руденко — ее сын. Он единственный из команды, кто читал тургеневские произведения в детстве, и причем не только «Муму».

Руденко из потомственной театральной семьи, бабушка — актриса Дина Солдатова — большая поклонница творчества Тургенева и, несмотря на свой преклонный возраст, пришла на премьеру.

— Это вовсе не шутка, что сегодня молодые актеры не знаю и не читают Тургенева, — не скрывает своего негодования после спектакля Любовь Руденко. — В годы моей молодости не знать этого классика русской литературы, а тем более актерам, было стыдно! Я училась у великого педагога Андрея Александровича Гончарова, и все мои однокурсники знали Тургенева едва ли не наизусть.

Впрочем, подобное обстоятельство в какой-то степени даже положительно сказалось на новой постановке. Современные актеры показали литературное окружение Тургенева иронично. Некрасов, Белинский, Гоголь представлены в спектакле карикатурно. Для этого используются картонные головы-шаржи.

Но сам Тургенев в постановке — положительный персонаж. Да, у него были серьезные размолвки с современниками — включая и Льва Толстого, но что касается литературы, его не в чем упрекнуть.

В свое время он получал и самые высокие гонорары среди отечественных авторов, написал правдивый некролог на смерть Николая Гоголя, из-за чего попал в немилость к государю.

В спектакле Тургенев произнесет: «Благодаря смелости своих книг в дар я получил любовь к Полине Виардо». История этих необыкновенных взаимоотношений показана в спектакле как житейская драма. Есть и сцены ревности писателя к Виардо, показано и женское жеманство Полины. Эта платоническая любовь Тургенева сегодня представляется мещанской. Но в спектакле нет глумления над ней — это, скорее, насмешка над чувствами, которые не поддаются логике.

Не просматривается в постановке и попытка представить зрителю портрет «тургеневской девушки». Совсем, видно, старомодная история! Нет сейчас таких барышень, зато нигилистов — тьма. Правда, нынешние Базаровы не умирают, спасая людей от эпидемий. Они лишь вызывающе ведут себя на стадионах во время музыкальных концертов, и пользы обществу от них — ноль.

В свое время Иван Тургенев считался аристократом духа. Сегодня даже само это понятие у многих вызывает улыбку. Но над историей собачки крепостного Герасима мы все равно плачем по сей день.

По крайней мере в этом признавались артисты, задействованные в новой работе театра. А это в искусстве, наверное, главное — вызывать у людей сострадание.  

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.