Опубликован последний сценарий Алексея Балабанова
Сценарий "Мой брат умер", над которым Балабанов не успел завершить работу, опубликован на сайте журнала "Сеанс".
– Мы получили сценарий от кинокомпании «СТВ», от ее продюсера Сергея Сельянова, – сказал «Вечерней Москве» заместитель главного редактора журнала Василий Степанов. – Судя по названию файла, это редакция от 13 мая. Не знаем, планировалось ли что-то доделывать в дальнейшем.
Получается, последние правки Балабанов вносил в сценарий за 5 дней до смерти.
Название напоминает о культовых лентах режиссера «Брат» и «Брат-2», но на самом деле сюжет ничего общего не имеет с историей Данилы Богрова. Герои – близнецы Петя и Ваня. Ваня родился без глаз, а Петя – с четырьмя незрячими глазами. Отец бросил их при рождении и даже не помогает материально. Их мама умирает в больнице. Ваня, как сказано в сценарии, живет «у Пети в голове», «туловище» его умерло. Он подсказывает Пете дорогу, помогает читать Лескова (рассказ «Запечатленный ангел»). Ключевой для сценария оказывается фраза из лесковского рассказа: «Всякого спасенного человека не эфиоп ведет, а ангел руководствует». Ваня, правда, «руководствует» Петю своеобразно: подговаривает убить отца и мачеху. Совершив убийство, Петя сдается в полицию, садится в тюрьму. Сосед по бараку читает ему Лескова из лагерной библиотеки.
Как сообщили «Вечерней Москве» в московском представительстве кинокомпании «СТВ», поставить фильм собирается сын Алексея Балабанова Федор.
Напомним, знаменитый кинематографист умер 18 мая на 55-м году жизни в санатории в поселке Солнечное в Ленинградской области. Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность. 21 мая Балабанова похоронили на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.
Последней завершенной работой Алексея Балабанова стала лента "Я тоже хочу". Премьера картины состоялась на 69-ом Венецианском кинофестивале в сентябре 2012 года. А на 21-м Всероссийском фестивале "Виват кино России!" эту ленту наградили призом прессы.
ОТРЫВКИ ИЗ СЦЕНАРИЯ «МОЙ БРАТ УМЕР»:
Карина кричала.
— Тужься, тужься, — повторяла акушер (…).
Появился первый. Акушер приняла его.
— Мертвый, — привычно сказала она и передала тело доктору.
— У него глаз нет, — нервно и чуть испуганно сказал доктор.
У мальчика вместо глаз были черные дырки.
— Второй пошел, — воскликнула акушер.
Доктор принял его сам.
У мальчика было четыре глаза. Он кричал (…)
Он (доктор. – Прим.ред.) провел рукой перед белыми глазами младенца.
— Он не видит, — сказал он и передал младенца акушеру.
× × ×
Мужчина стоял у кровати Карины. Она плакала, прижимая к груди четырехглазого ребенка.
— Его надо отдать в приют для уродов, — сказал мужчина.
— Нет, — плача воскликнула Карина, прижимая к себе мальчика.
— Тогда выбирай: либо я, либо он. Такой наследник мне не нужен.
— Я его никому не отдам, — истерично крикнула Карина.
— Тогда так… Я оставляю вам квартиру и пятьсот тысяч евро. Живите с миром, — спокойно сказал мужчина и вышел из палаты.
× × ×
Петя прошел по набережной и зашел в бар.
Он сидел в пустом баре за стойкой и пил виски.
— Коля, а у тебя есть дети? — спросил он бармена.
— Да, девочка, — ответил тот.
Петя отпил из стакана.
— А помнишь, у Лескова, — сказал Ваня, — мужик девочку убил и забрал узелок с едой. На суде его спросили: а почему ты яйца не съел? Так ведь постный день был, сказал он.
— А что такое постный день? — мрачно спросил Петя.
— Когда скоромного есть нельзя, — ответил Ваня.
Петя не стал переспрашивать, что такое скоромное, хотя и не знал.
Бармен подошел.
— Постный день — это когда только овощи можно есть, — сказал он.
× × ×
Петя сидел на набережной на лавке. Рядом сидел синий мужик и пил пиво.
— А помнишь, у Лескова, икона адописная, — сказал Ваня. — Слой письма отскочил, а под ним на грунту чертик с хвостом нарисован. А в другом месте сковырнул, а там под низом опять чертик. Он заплакал и ушел.
— А что тетя Таня сказала? Я забыл, — сказал Петя.
— Ты с кем там, убогий? — спросил мужик и отпил из банки.
— С собой, — тихо сказал Петя.
Мужик постучал кулаком себя по голове и снова отпил.
× × ×
Петя достал нож.
— Бей, — сказал Ваня, и Петя воткнул нож в охранника.
Охранник захрипел и упал.
— Пистолет должен быть у него под мышкой, — спокойно сказал Ваня.
Петя покопался и нашел пистолет у еще живого охранника. (…)
Петя достал пистолет, передернул затвор и вытянул руку вперед.
— Ты чего? — воскликнул отец.
— Правее возьми, — сказал Ваня…
Эксклюзив "ВМ". Фрагменты из последнего интервью режиссера
- Скорее всего, больше не будет фильмов Алексея Балабанова. Почему-то у меня такое предчувствие. Хотя я написал сценарий нового фильма, и он, на мой взгляд, неплохой. Только о чем, - не скажу. Вовсе не потому, что держу интригу, а потому, что "сценарий - это сценарий, а кино - это кино". Хотя я сценарию не пишу, я "кино пишу".
- В Москве я жил долго, и, если честно, не люблю ее. Шумный город, суетливый, неприветливый. Да, я и Петербург в последнее время не сильно люблю. Скучаю без звона колоколов, который слушал и в Москве, и в Петербурге. Живу сейчас под Петербургом, и мне нравится, там тихо, никого нет. Покой, гармония... (ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ АЛЕКСЕЯ БАЛАБАНОВА...)