Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Сороковины панка и оперного композитора. Неизданное интервью с Михаилом Горшеневым

Сюжет: 

Михаил Горшенев
Общество

Сорок дней назад не стало «короля-шута» Михаила Горшенева. И хоть Михаил Юрьевич, Миша, Горшок, проживший на белом свете почти сорок лет, не был человеком верующим, вместе с миллионами поклонников «КиШа» именно сегодня мы решили еще раз помянуть не только последнего панка, о чем знают все, но и оперного композитора, чье произведение «TODD» пока не оценено по-достоинству.

Наш питерский корреспондент Михаил Садчиков нашел в своих диктофонных залежах запись пространного разговора с Горшеневым, что состоялся в декабре 2011 года, за три часа до сольного концерта «КиШа» в клубе «Космонавт». Многое из того, что рассказывал тогда Горшок в весьма откровенной рок-н-ролльной беседе, в тот момент не заинтересовало СМИ, а всего полтора года спустя воспринимается как огромная ценность.

Речь тогда шла об опере «TODD», над которой Горшок уже работал в тот момент больше двух лет. Для питерского панка проникновение в мир театра, в крупную музыкально-драматическую форму, оказалось отнюдь не простым, он только осваивал театральный язык, самые простые термины, и в нашем разговоре о театре долго подбирал слова. Я постарался как можно точней воспроизвести разговор, сохранив мишин стиль, манеру общаться…

- Сколько времени уже? – спросил меня Горшок, когда мы нашли более-менее тихое место в клубе, грохочущем от саунд-чека музыкантов «КиШа»

- Без десяти пять…

- Пора уже (вынул из кармана бутылек коньяка и обратился ко мне): «Будешь?»

- Да нет, наверное… Хотя можно по чуть-чуть. Давай, Миша, за вашу оперу!

- Зонг! Зонг-оперу… - улыбнулся Миша. – Сейчас прикоснемся и поговорим про нашего «Тодда»… Вот уже хожу, учу свою роль…

Понимаешь, песни из «Тодда» уже можно играть и петь, но в театре сейчас делается постановка. Сначала мы с Вениамином Смеховым сделали музыкальную постановку, чтобы люди хоть песни послушали. Но на сцене все вообще не так звучать будет… Я сам не предполагал, что все так будет складываться. Знал, что будет сложно. Но не знал, что до такого дойдет. Ну, песни написать - еще куда ни шло, хотя их тоже больше тридцати. Но в театр же мы пришли не песни петь. Так что сначала записали оперу на аудиодиск. Первую часть уже сделали, сейчас принимаемся за вторую. Почему – две? Много материала, еще надо линию рассказчика выстроить, в один диск просто не лезло.

- Но это очень хорошая мысль – разделить на две части. Интригует, не грузит… Не просто двойной диск выпустить сразу, а сначала – один, заинтриговать, а год спустя – второй… Такого примера в истории рок-музыки еще поискать!

- В спектакле все будет по-другому, чем на диске. Просто петь не будем. Допустим, Каторжник начинает петь, а потом вдруг песня прекращается, после чего идет диалог, а потом ты начинаешь петь куплет, после разговора, после каких-то слов. И ты опять остановился.

- Так, получается, у вас не опера, а мюзикл… В опере ведь «разговоров» нет, только речитатив…

- Мы «проверили» театр, сыграли там концерт, можем, все нормально, просто немного другие люди приходят. Но просто сыграть песни мы и на концерте можем: пожалуйста, поставить фонограмму Смехова: он читает, а мы играем песни! Получится только аудиотеатр (смеется).

- Но есть же концертное исполнение оперы…

- Нет, у нас будет настоящая постановка. Из одной арии другая вырастает… Фанеры много, но также и живой музыки. Петь будем вживую, но все будет четко просчитываться. Все перелопатим к чертовой матери! Если выбран лейтмотив четкий, то он будет частенько наигрываться. Допустим, лейтмотив у нас песня Каторжника (напевает), и специально скрипки в конце появляются… В театре, где мы репетируем, вообще впервые соединяют живой звук, фанеру, и надо чтобы еще с декорациями все сочеталось, с актерской игрой. Не будет такого: взял и просто запел песни. То есть поешь, потом начинаешь разговаривать, ходишь… Основу-то я уже понял, основа всего этого искусства – умения играть в театре, вообще умения актера театрального – это действие. Много действия, запрограммированное действие. Одно действие, другое действие, и все это должно быть связано со словами, которые ты говоришь. Естественно, слова будут подбирать, чтобы они были такими, ну, я не знаю, ну как у Шекспира что ли… Потому что музыкант-то любит коверкать слова, по-другому говорить. А в опере у нас слова, ну, как будто стихи, как в классике, в таком стиле…

- То есть герои будут разговаривать стихами?

- Полустихами, если так можно называть. Потому что я это не называю стихами. Пьесы Шекспира для меня это – не стихи. Иногда наши герои будут и «прозой» говорить, но надо сделать так, чтобы было просто.

- Я читал, ты даже актерские курсы посещал исправно…

- Да, ходил, но не на курсы... И в любой момент могу снова пойти, позвонить. Там просто теории много, мне она не всегда нужна. У меня уже и занятия были, и немножко практики. Больше всего мне понравились демидовские этюды (Николай Васильевич Демидов - русский театральный режиссер и преподаватель первой половины ХХ века, в его работах создана уникальная этюдная техника, развивающая творческие способности у молодых актеров. – Прим. Авт.). А больше всего мне не понравилось (активно артикулирует): «У-о-ы-е-у-а» - вот эта вся фигня. Меня учить этому – ну что это такое! Зубов-то у меня сколько раз уже не было, а меня взялись переучивать гласные произносить…

Но много интересных моментов было. Наша питерская актриса Алла Дашкевич, мой педагог, рассказывала, как надо общаться, отвыкать от публики. Орала на меня: «Не смотри на меня! Только на партнера!» Напарником был мой брат (Алексей Горшенев, лидер группы «Кукрыниксы», тоже участвовавший в работе над оперой «TODD» как композитор. – Прим. Авт.). Демидовские этюды: это четыре ответа – четыре вопроса, и так должно постоянно идти, пока нам не скажут «стоп», и всегда по-разному. Допустим: «Василий Петрович, не подскажите сколько времени? Не пора ли нам идти? А, может, все-таки еще посидим?» Другой отвечает: «Не знаю, на ваше усмотрение!» И так по кругу. А у меня привычка все время общаться с залом, желание контакта. А тут для меня зал сузился до одного Лешки!

А еще мне посоветовали: «Хорошо бы тебе Михаила Чехова почитать!» И когда я стал работать уже с режиссером оперы, то спросил его про Чехова. А он говорит: «Хочешь – читай? Ну, а вообще, тебе зачем?!» Я так понял, что для него Чехов – он сам, нет никакого смысла на сторону смотреть, он сам мне все досконально показывать. А потом и вовсе мне сказали: «Будешь с залом общаться – как Высоцкий!» Я удивился: что это еще такое? Я уже привык с Лешей, с партнерами, зачем еще с залом?! В общем, сколько людей, столько и вариантов. Но все равно, очень интересная тема – театр… Я так понимаю, что наша постановка будет немного схожа с той, где Высоцкий играл… Слушай, а где Высоцкий играл?..

- На Таганке, где же…

- У Любимого, да? Ну, вот и у нас будет какое-то подобие любимовского спектакля. Я думаю: ну вот тебе, на – как Высоцкий…

- Ты мне говорил год назад, что буквально за два-три месяца спектакль выпустишь…

- Я сам так думал. Но сначала мы диск писали: что-то делали, переделывали, песни подбирали… Потом писали «книжку» для мюзикла, чтобы выпустить как аудио, и люди могли слушать эту историю как аудиоальбом. И только потом отправились в театр…

Для меня это была давняя мечта. Изначально я мечтал сделать антирусский рок: чтобы тексты были не социальные, а чтобы именно писать какие-то истории. Что у «КиШа» и получилось. Но, в конце концов, должно было это мне надоесть, протухнуть. И мне захотелось написать одну такую большую историю, которая состоит из песен. Но я не только 34 песни к «Тодду» написал, и еще напишу. Я узнал, например, что такое парафраз: это когда на одну и ту же песню пишешь принципиально другие аранжировки, сначала она звучит в таком ирландском варианте, а потом должна звучать как вальс…

- Я послушал альбом «TODD» и приятно удивился мощному, качественному саунду… А на сцене удастся его воспроизвести?

- А как же! Звучок будет реальный. Мы всегда стремились сделать то, чего не удавалось старым русским панкам, чтобы звучание было англо-американским. В русском роке до сих пор так и осталось, ну никак не можем уйти от того, что сначала, б…, текст, а музыку потом, б…, пишут! Вот это и есть, в принципе, русский рок, его суть. Но это, б…, должно закончиться: сначала должна появляться музыка, а текст уже под музыку надо подкладывать. Потому что начинаешь эти слова впаривать, мучаешься, и не катит.

В Америку приезжаешь – тебя не русским рокером называют, а бардом. Ты для них бард в музыке, так они говорят. Но какой я бард, я вообще панк, рок-н-ролльщик, музыку всю знаю, от 50-х до наших годов! Нет, говорят мне, ты – бард! И все… Но бардов у нас в России до х…а, а в Америке всего один – Боб Дилан.

Но когда в Сан-Франциско после концерта подошел ко мне американец солидный, твоего, Миша, возраста, то просто согрел мне душу: «Ребята, вы так мне напомнили 75-й год, группу Ramones, я был на их концерте – воспоминание всей моей жизни!» («Рамоунз» — американская рок-группа, из самых первых исполнителей панк-рока, оказавшая огромное влияние как в целом на панк, так и на многие другие течения альтернативного рока. – Прим. Авт.).

- Почему Князь (Андрей Князев, второй фронтмен «КиШа». – Прим. Авт.) не принял идею вашего похода в театр, в крупный жанр, в оперу?

- Мы ему предлагали стать драматургом этого проекта, был бы идеальный вариант, театр на него надеялся. Я предлагал ему сразу три роли. Как мы его только ни уламывали… Андрей даже написал для мюзикла три песни и очень обижался, что не все нам понравились… А все окончилось неожиданно – группой «КняZz», его сольным проектом.

А мы ведь с ним когда-то мечтали о театре, говорили, что «Король и Шут» - это театр. Но не все же время песни играть. Иногда этот стиль, который мы сами создали, сковывал, и даже Андрей уже не знал: что писать, какие истории? Не быстро история интересная родится, не все твои мысли и чувства в какую-то историю можно втиснуть… И мне захотелось большей свободы… А чего Андрею захотелось – только один он правду расскажет.

Но, знаешь, записать новый альбом – как два пальца о…ть! А что такое - мюзикл сделать? Я уже чуть с ума не схожу… Два с половиной года трудов, а конца и края нет. Это реальная тема, и большая ответственность, на самом деле.

…Наш разговор с Горшком еще почти час плутал от темы к теме (не без помощи коньяка!), но давайте об остальном как-нибудь в другой раз. Сейчас же важно то, что опера, мюзикл «TODD» все-таки увидел свет (в конце 2012-го, только год спустя после нашего разговора в «Космонавте»), а теперь создатели спектакля и музыканты «КиШа» полны решимости в память об этой большой, по-настоящему творческой работе Михаила Горшенева, возобновить спектакль и показать в Москве уже в октябре.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Король и Шут» как группа будет жить. До конца 2013 года…

Об этом сообщил директор легендарной панк-рок-группы Вячеслав Батогов в эксклюзивном интервью «Вечерней Москве».
Месяц назад не стало Михаила Горшенева, а на днях поклонников взбудоражила новость, что группа «Король и Шут» продолжит выступления под названием «Северный флот». Но можно ли уже ставить точку в панк-рок-сказке «КиШа»?..

Наш питерский корреспондент встретился с человеком, который шагал с Горшеневым последние восемь лет – директором «Короля и Шута» Вячеславом Батоговым. Он - один из самых авторитетных менеджеров в российском роке, многие годы является еще и директором группы «Алиса» (19 июля на официальном сайте «Алиса» появилась фотография Горшенева с подписью: «Мы потеряли брата. Скорбим. Группа АЛИСА»).

- Вячеслав, что это за история с появлением «Северного флота»?

- Ничего нового не могу сказать, кроме написанного на официальном сайте «Короля и Шута»… Ничего другого нет. Группа будет дальше работать, петь будет Ренегат (Александр Леонтьев), а название будет - «Северный флот».

- Останетесь ли вы директором «Северного флота»?

- Вопрос сложный, я пока раздумываю, не готов ответить. Пока я - директор, но дальше буду думать. Сейчас мы должны сделать несколько больших концертов памяти в Москве, Петербурге, Киеве. В Москве такой концерт состоится 24 ноября в клубе Stadium Live, в Питере - 1 декабря, во дворце спорта «Юбилейный» (том самом, где 22 июля прошла гражданская панихида по Михаилу Горшеневу, собравшая 10 тысяч человек. – Прим. Авт.). По Киеву пока точной даты нет… Группа решила также доиграть концерты, которые были запланированы до конца года. Затем наступит перерыв, и дальше будем работать под названием «Северный флот».

Памяти Горшка, последнего питерского панка…

Внезапная смерть Горшка (Мишу только так и звали все, на что он ни капельки не обижался) потрясла весь Петербург. 7 августа ему исполнилось бы 40, но, как известно, настоящие панки до таких лет доживают крайне редко…

Отсутствие официальной информации о причинах смерти только усилило гнетущее настроение. Столица российского рок-н-ролла погрузилась в траур. Наш питерский корреспондент неплохо знал Михаила, не раз общался с ним. И сейчас, перелистывая в памяти эти встречи, вспоминает какие-то мысли, высказывания «последнего питерского панка» на сцене, а в обычной жизни чрезвычайно милого, доброжелательного парня, от которого веяло физической силой, и, как это ни странно звучит, здоровьем…

Одно время ходили упорные разговоры о том, что группа неспроста так резко поднялась на высоты популярности, что, в отличие от других питерских команд, в «КиШа» первоначально были вложены большие деньги. Но Горшок говорил про это четко: «Бред!» Они в себя деньги никакие не вкладывали. Один хороший фестиваль «Окна открой» на стадионе «Петровский», и все! В принципе, если есть в группе, как говорил Горшок, «тема», то есть группа стоящая, то достаточно одного такого фестиваля! А там уже открываются совсем другие горизонты. Именно после такого фестиваля «КиШи» плавно перешли из клубов в «дэкашки» (залы дворцов культуры. – М.С.). А это уже совсем другой уровень. А там уже недалеко было и до дворца спорта «Юбилейный».

 

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.