Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Московской канализации – 110 лет

Общество
Московской канализации – 110 лет

И в начале XXI века Москву трудно назвать чистым городом, а в прошлом ее воздух изрядно “ароматизировали” миазмы тысяч выгребных ям и “удобств во дворе”.Город окружало целое кольцо свалок. Десятки ассенизационных обозов каждую ночь вывозили на них свыше 250 тыс. ведер нечистот. И это лишь “учтенные ведра”.Впервые о канализации заговорили в 1874 году. Свыше 10 лет понадобилось на то, чтобы выбрать систему, отвечающую московским потребностям. И неизвестно, сколько бы еще прошло лет до реализации задуманного, если бы не энергия городского головы Н. А. Алексеева, которому, впрочем, не довелось дожить до начала строительства.В 1894 году начались земляные работы. Возглавил строительство инженер Н. М. Левачев. 1-я очередь ограничивалась пределами Садового кольца. Строили в те времена только в теплое время года, но, несмотря на короткий “сезон”, уже в следующем году была выполнена почти половина всех работ.Пять тысяч рабочих были задействованы на строительстве. Работали в тяжелейших условиях; вот свидетельство очевидца: [i]“Внизу, на глубине, в грязи, нет, более – в каком-то желтом киселе, копошились рабочие. С двух сторон стенки канавы выложены досками с бревенчатыми распорками, которые… предупреждают обвал земли, или, вернее, желтого песка, так как место это почти сплошь песчаное. Если доски защищают от обвалов, то они никак не могут противостоять воде. Она сочится всюду; частично ее вычерпывают, частично дают ей стекать по дну, по уклону в проложенные ниже канализационные трубы…”[/i]Техники не было практически никакой. Работали в летнее время по 16 часов, с двухчасовым перерывом, а весной и осенью по 12 часов. Высшая ставка для рабочих не превышала 11 рублей в месяц. Причем такие деньги получали лишь “первые руки”, то есть наиболее умелые рабочие.Не легче приходилось и инженерам – их на стройке было всего пять человек. Но каких! И. И. Рерберг, будущий строитель Киевского вокзала и Центрального телеграфа, А. А. Семенов, строитель Исторического музея, П. В. Трунин, бывший управляющий Брестской железной дороги, В. К. Шпейер, строивший почти все московские мосты, Д. И. Кастальский…Рерберг вспоминал: [i]“Для... проверки необходимо было десятки раз в день спускаться в канавы, доходящие до 3 и более сажен глубины... Хорошо еще, если приходилось работать в сухом грунте, а при грунтовых водах я вылезал из канавы настолько грязным, что надо было надевать пальто, на подкладке которого образовалась кора грязи...”[/i]Несмотря на тяжелейшие условия, строительство успешно завершилось летом 1998 года. Общая протяженность сети составила 246 верст, а 9-верстный загородный канал соединял главную насосную станцию с полями орошения. Насосная станция, сохранившаяся до наших дней, была устроена близ Новоспасского моста, на берегу Москвы-реки. Об очистных сооружениях в те годы не заботились. Лишь в приемном резервуаре станции была установлена примитивная решетка, улавливавшая твердые отбросы.Еще во времена строительства домовладельцам было разрешено спускать по канализации так называемые “хозяйственные воды”, то есть относительно чистые, которые направлялись в Москву-реку. Таким образом, власти пытались постепенно приобщить москвичей к благам цивилизации.Впрочем, некоторые москвичи довольно быстро освоили новинку. Через пару лет в думе устроили выставку предметов, извлеченных из канализации при очистке засоров. Здесь можно было встретить медные пятаки, бутылки изпод водки, куски кирпичей, чайные и столовые ложки, замки, связки ключей, кучи тряпья, банки от лекарств, какие-то железяки…Но построенная канализация выдержала все – даже московское разгильдяйство. Значит, умеем строить?

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.