Вчера Инна Чурикова отпраздновала день рождения
[b]История актрисы[/b]Поступая в Школу-студию МХАТ и читая что-то «лирическое», абитуриентка Чурикова прикрыла глаза – так посоветовала мама, профессор химии, безоговорочно верившая в дочкину звезду. На экзаменах девушке безжалостно посоветовали посмотреться в зеркало, отказав ей в праве не только играть лирических героинь, но и вообще играть. Не разглядели того, от чего потом ахнет вся страна, – ее глаз.А в них – и робость, и бесстрашие, и сумасшедшинка, и восторг, и абсолютный покой, и улыбка, с которой принимаешь смертельный удар.Что-то от лермонтовского: «Они не созданы для мира. И мир был создан не для них». [b]Панфилов и его Галатея [/b]Справедливость восторжествовала в Щепкинском училище.«Найдите мне эту девушку со счастьем в глазах», – распорядился спустя несколько лет начинающий режиссер из Свердловска Глеб Панфилов. Он увидел по телевизору одну из тогдашних героинь Чуриковой, комсомолку-активистку, что запрещала комсомольцам танцевать под «ритмичную» музыку, пока ее саму не пригласил на танец молодой человек. В ТЮЗе «девушка со счастьем в глазах» играла в то время Бабу-ягу, Лису, Свинью. Выслушивала нарекания за то, что ее «животные» чересчур эротичны, и, надо полагать, по-тихому сходила с ума от несовпадения мечты и реальности.Панфилову пришлось долго убеждать руководство, что именно в эту Бабу-ягу и должен влюбиться без памяти его красноармеец Алеша Семенов, именно она и есть «святая душа» (первоначальное название фильма «В огне брода нет»). Убедил, утвердил и, как Пигмалион в свою Галатею, влюбился в преобразившуюся актрису. «Галатея» к тому времени уже успела увлечься режиссером. Так сложилась одна из самых красивых пар нашего искусства.«Начало» – фильм-камертон всей судьбы, где провинциальной девушке Паше Строгановой посчастливилось сыграть Жанну д’Арк.Самой актрисе повезло с этой ролью гораздо меньше. Полнометражной «Жанне д’Арк» так и не дали родиться, а вместе с ней погибли и те роли, которыми Инна Михайловна пожертвовала ради ролимечты. Например, Соня в «Дяде Ване» Кончаловского.А Жанна д’Арк так и осталась в нескольких замечательных эпизодах.«Тема», «Прошу слова», «Васса», «Мать», «В круге первом» или «Романовы. Венценосная семья» (в последнем фильме своего мужа она уже выступила соавтором сценария) сложились в целую галерею незаурядных женщин и сломанных судеб. А если добавить сюда фильмы других выдающихся режиссеров: «Военно-полевой роман» Тодоровского, «Курочку Рябу» Кончаловского, «Ребро Адама» Криштофовича, «Плащ Казановы» Галина и многие другие – о такой киносудьбе Паша Строганова не могла даже мечтать.[b]Царица «Ленкома»[/b] Как и Глеб Панфилов, Марк Захаров, главный театральный режиссер Инны Чуриковой, стал ломать стереотипы, пригласив актрису на роль Неле в «Тиле Уленшпигеле». Неле – не просто подружка Тиля, Неле – образ, который мерещится ему во всех женщинах. Образ Прекрасной Дамы, образ вечной женственности, ощущение дома, куда можно вернуться, где тебя всегда ждут – да много чего еще.С первой же своей роли она стала первой актрисой «Ленкома». Другие – «принцессы», «субретки», «лирические героини» или «роковые женщины», она – «царица».Так однажды прошептал ей в тесном ленкомовском закулисье главный режиссер – специально предпринял «выползку» во время спектакля, чтобы сказать это своей актрисе.Какую классическую роль Инны Чуриковой ни возьми – в любой осталась ее инакость, отдельность. Беременная Офелия с торжествующим безумием во взгляде, что «не девочкой ушла» от Гамлета. Чеховская Сарра, вся в белом, обеляющая, прощающая и восхищенная своим Ивановым (Леоновым) – она обнимала его даже после страшных слов: «Молчи, жидовка, ты скоро умрешь!» – так, точно благословляла своего единственного героя. Чеховская же Аркадина – циничная, властная и похотливая особа, вдруг увидевшая в пьесе своего застрелившегося сына новый сентиментализм, новую искренность и новую молитву, недоступную ей, такой блистательной и успешной, а не просто «новые формы».«По своему внутреннему счету мне бы хотелось брести другими путями, более таинственными, менее исхоженными. Потому что человек для меня – прежде всего тайна», – говорит Инна Чурикова. Пожелаем и ей, и нам побольше этих нехоженых путей.[b]Прямая речь [/b]Александр СЕМЕННИКОВ, депутат Мосгордумы: – Для людей моего поколения Инна Чурикова – это икона.На меня большое впечатление произвел фильм «Начало», он просто перевернул мне душу. А образ провинциальной девочки, приглашенной играть Жанну д’Арк, мне кажется, лучшая роль Инны. Счастья и удачи ей, и дальнейших творческих успехов!