Уникальный советский бренд: московский «Детский мир» отмечает 61-й день рождения
Строительство
Работа над проектом здания центрального «Детского мира» началась в начале 1953 года. Его возвели по задумке архитектора Алексея Душкина, который также проектировал станции метро «Маяковская», «Площадь Революции» и «Кропоткинская», которые вошли в историю архитектуры ХХ века. «Детский мир» стал последней работой Душкина, его соавторами выступили Георгий Аквилев, Ирина Потрубач, а также инженер Л. Глиэр. Проектирование и строительство курировал Анастас Микоян.
Здание появилось на месте снесенного Лубянского пассажа, над станцией метро «Дзержинская» (ныне «Лубянка»). До постройки «Детский мир» находился в совсем другом месте — в бывшем доходном доме Стахеева на Мясницкой улице. В ходе строительства проект магазина то и дело редактировался. Более того, ряд внешних и внутренних элементов декора, включая мозаичные панно работы Павла Корина, не был реализован в связи с «борьбой с излишествами в архитектуре».
Благодаря масштабным аркам, фасадам из стекла, алюминиевым конструкциям и большим площадям «Детский мир» признали первым отечественным универмагом европейского уровня.
Популярность в эпоху СССР
Магазин стал популярен во всем Советском союзе. В те времена торговая марка «Детский мир» была единственным в СССР брендом в сфере торговли детскими товарами. За одеждой и игрушками в этот московский магазин приезжали люди со всей страны. Уже в первый год существования товарооборот универмага составил 93 миллионов рублей, что на тот момент было огромной суммой.
На прилавках магазина с первых лет его работы появилась эксклюзивная продукция и разнообразные новинки. Например, в 1950-х продавали детские колготки вместо привычных чулочков на резинках. «Детский мир» активно налаживал контакты с иностранными производителями: в 1970-80-х годах здесь можно было приобрести чехословацкие туфельки, финские комбинезоны, шубки и свитера.
Руководство магазина постоянно находилось в поисках новых методов организации деловых взаимоотношений со смежниками, поставщиками и разработчиками; организовывало выставки продажи различных групп детских товаров, выставки смотры, анкетные опросы, показы новых изделий для детей и подростков. Поставщики могли получать отзывы покупателей о своих изделиях и информацию об их потребностях.
Обновление и реконструкция
Но после перестройки для «Детского мира» наступили тяжелые времена, и нужно было искать новые способы выживания. В здании магазина разместились структуры, не связанные с товарами для детей: автомобильный салон, интернет-магазин, банк и другое. А на фундаменте здания появились признаки деформации.
Тогда люди заговорили о необходимости его полной реконструкции. Здание перестало соответствовать нормам и требованиям безопасности.
В 2005 году здание получило статус объекта культурного наследия регионального уровня, а в 2008 «Детский мир» закрыли на реконструкцию. Проект будущего магазина предусматривал полную реорганизацию внутреннего пространства: новые планировки, новый атриум в форме воронки, новый круглый стеклянный купол. В 2011 году компания-девелопер отказалась от прежней концепции, чтобы сохранить исторический облик центрального зала и полного воссоздания памятного интерьера. Это решение поддержали власти и акционеры.
В начале 2012 года после работ по укреплению внешних стен здания компания приступила к частичной разборке внутренних аварийных конструкций, чтобы избежать внезапных обрушений металлической кровли центрального зала.
С 2015 года здание известно под названием «Центральный детский магазин (ЦДМ) на Лубянке», поскольку историческое название принадлежит прежнему собственнику здания.