Экскурсия № 2: «Паровозная прогулка»
НА ПЕРРОНЕ Рижского вокзала обычная жизнь. Кто-то спешит на поезд до Великих Лук, кто-то на электричку до Шаховской торопится. И в этой вокзальной суматохе неожиданно появляется паровоз.Клубы белого пара застилают платформу. Удивленные лица прохожих. Многие останавливаются, достают мобильники, фотографируют.– Дочка, милая, теперь опять паровозы будут ходить? – обращается ко мне старушка.– А куда он идет? Я до Поварова доеду? – суетится мужчина в кепке. Многие хотят купить билет именно на раритетный транспорт.У каждого паровоза свое название: «Овечка», «Лебедянка», «Эрка», «Трофейный» (немецкий). Черные паровозы для грузовых перевозок, зеленые и синие – для пассажирских. И у всех неизменно красные колеса с белой окантовкой – чисто русская традиция.– Отец и сын Черепановы, крепостные заводчика Демидова, создали первый паровоз в 1834 году, – рассказывает экскурсовод Ольга Сковородкина, водя нас перед поездкой по музею железнодорожной техники. – А само слово «паровоз» появилось позже, сначала говорли «сухопутный пароход».[b]«40 человеков и 8 лошадей»[/b] Машинист управлял паровозом из будки. Откуда такое необычное название? Оказывается, что огромный котел закрывал машинисту обзор, и, чтобы видеть дорогу, ему приходилось выглядывать в окошко как «собака из будки».В конце состава – скамейка. На ней сидел кондуктор, который в аварийной ситуации должен был нажать на ручной тормоз. Во время поездки ему приходилось привязываться, чтобы не вылететь на ходу, а зимой еще и два тулупа надевать.– «Три тонны удобрения для вражеских полей – 40 человечков или 8 лошадей», – цитирует экскурсовод рядового Швейка, – столько помещалось в теплушку. Так и считать при переброске войск удобно. Зимой сюда печку-буржуйку ставили, тепло становилось, отсюда и название – «теплушка».Первые вагоны были деревянными, потом уже металлические появились. В сталинский бронированный вагон не пускают, слишком ценный экспонат, но заглянуть можно.Для удобства сделана лестница. Сквозь окошко вижу диван, плиту и даже ванну.[b]Чу-чух, чу-чух…[/b]Неожиданно трубит гудок паровоза. Мужчина пригнулся, мальчик присел от неожиданности, кто-то уши закрыл.Некоторые машинисты, говорят, щадят экскурсантов, но это не про нашего: гудит от души. Под паровозный гудок встречались, влюблялись, расставались. Раньше каждый машинист старался настроить гудок на свой лад. И жена, жившая при станции, знала, что едет именно ее муж.…Участники прогулки рассаживаются по местам. Вагоны двух классов: 1-го, с мягкими диванами, и 3-го, с деревянными скамейками. Вагоны стилизованные, а вот паровоз самый настоящий: грузовой, «Лебедянка». «Чу-чух, чу-чух», – постукивают колеса. Паровоз набирает ход.Едем 20 минут без остановок до станции «Красный балтиец». Здесь нас ждет еще одна экскурсия – в старое депо (1901 года). Водонапорная башня, брехаловка (комната отдыха машиниста и его помощника), гидроколонка. На поворотном круге в депо можно увидеть, как 100-тонная махина разворачивается и как заполняют водой паровозные баки. Кстати, в «Лебедянке» умещается 29 тонн воды и 18 – угля. И за нашу поездку мы почти тонну угля израсходовали.Конечная станция на нашем пути – платформа Красный балтиец. На Рижский вокзал можно вернуться на электричке (7 мин.) или за 15 мин. дойти пешком до станции метро «Сокол».[b] Справка «ВМ» [/b]Взрослый билет 1-го класса стоит 665 руб., льготный (учащиеся, студенты и пенсионеры) в вагонах 1-го класса – 530 руб., взрослый 3-го класса – 565 руб., льготный 3-го класса – 510 руб.Детям до 6 лет, не занимающим отдельного места, – бесплатно. Паровозы отправляются от Рижского вокзала в пятницу, субботу и воскресенье.Заказать экскурсию для группы можно по телефону: 8 (495) 661-28-26. Вход в музей железнодорожной техники (без прогулки на паровозе) для взрослых стоит 40 руб., для учащихся, студентов и пенсионеров – 25 руб.