Уже давно изобретены экологически чистые автомобильные покрышки
Неделю назад на заседании правительства Москвы зашла речь о вреде, который наносят городским автомагистралям шипованные автомобильные покрышки. На них городские власти возлагают большую часть ответственности за образование так называемой колейности.Мол, шипы, работая подобно наждаку, «стирают» асфальт слой за слоем. С этим, правда, можно поспорить: по мнению специалистов, сегодня просто нагрузка на дороги очень велика: асфальт, разогреваемый тысячами колес, просто «продавливается» под тяжестью транспорта. А потому колейность характерна не только для крайних левых полос, где движение особенно скоростное, но и для крайних правых, которые занимает пассажирский и грузовой транспорт.Однако одно утверждение сомнению не подвергается: летом запрет на использование шипованной и даже просто зимней резины необходим! И не только потому, что шины стирают асфальт.[b]Нелегкий «осадок» [/b]Вы когда-нибудь задумывались над тем, чем мы дышим? Да, ответят читатели.Автомобильные выхлопы сегодня являются основным загрязняющим фактором и так далее. То, что являются фактором, – факт, но далеко не факт, что основным! В последнее время экологи пришли к выводу, что до 60 процентов загрязняющих и опасных для здоровья веществ составляет истертая в мелкую пыль резина автомобильных покрышек! За год в одной только Москве этой дряни выбрасывается в воздух до 10 тысяч тонн. Резина не подвержена разложению, ее практически невозможно перерабатывать для вторичного использования (разве что в качестве измельченной составляющей для некоторых сортов асфальта). Производство покрышек само по себе крайне вредно: при изготовлении различных рецептур выделяется около 50 канцерогенных компонентов и различных вредных для здоровья летучих органических соединений.Возможно, при мытье машины вы обращали внимание на черный налет на колесных дисках, который довольно проблемно смывается? Так вот, это измельченный до состояния муки протектор и тормозные колодки. Эта пыльца летуча, она наполняет воздух над городом. Ею мы дышим. У резиновой пыли есть еще один минус: попадая в легкие, она в них и остается. Медленно, но верно отравляя организм.С каждым годом резиновой взвеси в смоге все больше и больше: современные автомобильные покрышки в погоне за сцепными свойствами, управляемостью и шумовым комфортом делаются все более мягкими, они активно истираются... Сколько сегодня в среднем «ходит» автомобильная резина? Ну два, от силы три сезона. После чего комплект пополнит одну из городских свалок, где будет лежать вечно: на сегодняшний день в нашей стране перерабатывается всего 7 процентов выброшенной авторезины, в то время как в Японии этот показатель – 100 процентов, а в США – порядка 80. А между тем уже более четверти века назад в нашей стране, более того – в Москве была изобретена и успешно апробирована технология выпуска экологически безвредных автомобильных покрышек – более прочных и долговечных, чем резиновые.[b]Родом из каучука[/b] Интересно, кому-нибудь приходилось в детстве играть с мячиком из каучука? Твердый, желтый, почти прозрачный, он обладал отменной прочностью и потрясающей прыгучестью. Автомобильные покрышки, разработанные в 80–90-е годы прошлого века в московском НИИ шинной промышленности (НИИШП сегодня – «Научно-технический центр НИИШП»), такие же прочные, желтоватые и прозрачные.Разве что не прыгают. Но лишь потому, что сами покрышки выполнены из полиуретанового эластомера.Его сумел получить в 30-е годы прошлого века талантливый немецкий химик Отто Байер (основатель одноименной химической компании).Изделия из полиуретана отличались отличной эластичностью, прочностью, износостойкостью. А самое главное – отлично принимали любую форму. Однако мировая шинная промышленность того времени на эти качества внимания не обратила. Во-первых, производство полиуретановых шин было слишком дорогим. Во-вторых, существовала проблема установки в полиуретан кордов (каркаса).В-третьих, 60 лет назад уникальные качества никому не были нужны: от автопокрышки требовался пробег максимум в 10 тысяч километров.Зато на свойства полиуретана обратили внимание советские химики. И решили во что бы то ни стало добиться успеха. Путь им пришлось пройти тернистый...[b]Спасибо, текстильщики![/b] – Идея создать литую бескордовую шину из полиуретана была очень заманчивой, – рассказал доктор технических наук Сергей Любартович, главный научный сотрудник НТЦ НИИШП. – Но увы: она получилась слишком тяжелой, к тому же быстро теряла форму. Тогда мы решили пойти по пути частичного армирования ее брекерами. Новая покрышка стала вести себя гораздо лучше: ее показатели приближались к показателям обычной шины.Но, увы: она опять получилась тяжелой и толстостенной, а следовательно, должна была греться и терять форму при эксплуатации.Третий опыт – полностью армированная шина – удался: покрышка из полиуретана оказалась на 20 процентов легче резинового аналога! Но что с того? Традиционное производство шин включает около 30 технологических операций, и в нем используется несколько десятков компонентов, в том числе каучуков, технических углеродов, химикатов, текстильных и металлических кордов и др. В случае с полиуретановой покрышкой все не так просто.Необходимо было «сплести» хитрую основу, которая должна была фиксироваться бортовыми кольцами покрышки.Опытным путем установили число петель фиксации – их оказалось около тысячи. Заказали станки ярославскому Институту шинного машиностроения.– Ярославские специалисты сделали три типа станков, – продолжил Сергей Анатольевич, – но ни один из них не работал как надо. Выручили текстильщики из ВНИИ текстильного машиностроения. Им чаще приходилось иметь дело с нитями. Станок изготовили на машиностроительном заводе в Савелово.И процесс «пошел»! – У меня эти покрышки стояли на «девятке», – сказал директор НИИШП по науке Игорь Веселов. – И проехал я на них без особых проблем около 200 тысяч километров.По словам Игоря Владимировича, его «прозрачные» покрышки в 90-е годы вызывали фурор: автовладельцы предлагали по 500 долларов за штуку, торговались прямо на дорогах, у светофоров.– Главное же в том, что, в отличие от резины, полиуретану можно придать любой цвет, – сказал Игорь Веселов.– Можно делать автомобильные покрышки под цвет кузова или по желанию покупателя – представляете? [b]Много плюсов и один минус[/b] Разработка НИИШП тестировалась не только в СССР, но и за рубежом. Американцы дали ей очень высокие оценки, но есть исключения: тормозной путь на льду был на 5 процентов больше, чем у традиционных резиновых шин, хотя на мокрой и заснеженной дороге тормозной путь не только соответствует норме, но и даже меньше на 5–10 процентов.– Эта проблема-то как раз решаемая, – пояснил Сергей Любартович. – Нужно лишь немного поработать с протектором. Есть другой минус: на машинах без антиблокировочной системы тормозов, когда машина идет юзом, идет интенсивное стирание протектора. Но мы для таких случаев изготовили особый вид покрышек: основа из полиуретана, а протектор – резиновый.Этот минус – единственный. Испытания показали, что «прозрачные» покрышки имеют потрясающую износостойкость, проходив по семь и более сезонов по любым дорогам. Они легче, значит, меньше изнашиваются детали подвески. Они практически не греются – значит, меньше сопротивление качению и ниже расход топлива.Они мягче – значит, выше комфортность поездки.– У наших покрышек потрясающая проходимость и отличные сцепные свойства на заснеженной дороге, – сказал Сергей Любартович. – И, наконец, полиуретан можно использовать повторно: он регенерируется на 100 процентов, и из старой покрышки можно отлить новую.[b]Пишите письма![/b] Идея возродить экологически чистые полиуретановые покрышки возникла несколько лет назад, когда одна за другой стартовали экологические программы правительства Москвы. Но, увы: куда бы ни обращалось руководство НИИШП – в Департамент транспорта и связи, в Департамент природопользования и охраны окружающей среды, в Департамент науки и промышленной политики, – нигде разработка не встретила интереса. Изобретателям и инженерам советовали составить десятки документов, которые «будут рассмотрены в определенном порядке»...– Производство наших покрышек может быть налажено на любом предприятии химической промышленности, – рассказал Игорь Веселов во время экскурсии в опытнопроизводственный цех. – Для изготовления шин нужен небольшой ассортимент оборудования: литьевая машина, форматор и армирующий (похожий на трикотажный) станок для намотки каркаса и брекера шин. Комплект оборудования может разместиться в помещении порядка 100–150 кв. м. Производство практически безвредное. Во время производства обыкновенной покрышки в воздух выбрасывается огромное количество канцерогенных газов – всевозможные бензопирены, нитрозамины и т. п. И эти же вещества автомобильная резина продолжает выделять все время своей практически бесконечной жизни! Поэтому на складе готовой продукции воздух гораздо «тяжелее», чем в шинном цехе. При изготовлении полиуретанов количество и концентрация вредных продуктов несопоставимо меньше, при этом они легче улавливаются и нейтрализуются.Можно было бы на первых порах оснастить такими покрышками городской муниципальный транспорт – машины «скорой помощи», пожарной службы, милиции, грузовой и пассажирский транспорт. И уже через несколько лет воздух в столице заметно бы очистился.Увы, похоже, эти доводы чиновников тоже не заинтересуют. На недавнем смотре альтернативных видов транспорта у мэрии на Новом Арбате было показано немало электро- и гибридных автомобилей. В основном – японского производства. Свои разработки давно упущены.Уверен: через несколько лет свои полиуретановые покрышки – под цвет кузова! – будут разработаны на Западе.А нам придется их импортировать под сетование, что, мол, нет у нас своих специалистов такого уровня.А они – есть! Просто их надо увидеть и услышать.[b]ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ[/b] Сегодня первый читатель «Вечерки» и главный критик – Вера СТЕПАНЕНКО, депутат Мосгордумы. Ей мы и адресуем наши вопросы.Что делать – запрещать шины на зимней резине или строить хорошие дороги? – В экологии есть вопросы стратегические и есть вопросы быстрые. Это как хирургия и терапия: можно быстро отрезать, а можно долго лечить. В любом случае меры должны приниматься в комплексе. Строить хорошие дороги – это хорошо, это нужно, но дело это не быстрое, да и не построишь их везде. Думаю, что пока надо решить вопрос с шинами, ограничить их, например, на летний период, а тем временем строить потихоньку хорошие дороги.