Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Кричим «Ура» богине Урании

Общество
Кричим «Ура» богине Урании
13 октября 18:40. Члены кружка юных астрономов Ксения Еванова, Анна Сафонова и Таисия Щевелева рассматривают глобус Луны / Фото: «Вечерняя Москва»
Говорят, что в столице звезд практически не видно из-за сильного освещения — так называемой засветки. Однако ребята, которые занимаются в кружке Московского планетария — юные звездочки отечественной астрономии, — каждый вторник доказывают самим себе и окружающим: космос ближе, чем нам кажется. Надо лишь научиться правильно... нет, не смотреть, а чувствовать небо. Тогда все звезды этой галактики будут в твоем сердце.

Солнце уже хочет побыстрее спрятаться за высотку на Баррикадной. Толпы взрослых, которые не то что на небо, по сторонам не всегда смотрят, спешат вниз по эскалаторам подземки, занимают места в тесных вагонах троллейбусов, с некоторой завистью поглядывая на величественные ворота планетария. Ведь сегодня в столичный звездный дом, кроме школьников, никого не пускают — все залы в полном распоряжении юных звездочетов.

Алексей Сельянов, научный сотрудник планетария и один из руководителей кружка, когда-то тоже бегал по тихим школьным этажам планетария в ожидании занятий.

— Я был кружковцем почти тридцать лет назад, поэтому прекрасно представляю, какой увлекательный путь предстоит ребятам. Помню, на одном из первых занятий кто-то нам рассказал, что в представлении древних греков небесным царством управлял Уран, а Урания была музой неба, — вспоминает Алексей. — Это придавало изучению астрономии особый вкус и особую гордость — ведь больше ни у какой науки нет музы.

Пока товарищи по кружку облепляют холодную пористую поверхность метеорита, шестиклассник Василий Александров внимательно рассматривает загадочный глобус.

— Это глобус Яна Гевелия. На нем изображено 54 созвездия, а также 1564 звезды каталога, — словно цитируя энциклопедию, поясняет мне Вася. — Это звезды, видимые невооруженным глазом.

На южном полушарии глобуса замечаю отметку: изготовлен специально для Московского планетария в 1983 году — и загадочное слово «уранография». К сожалению, мой собеседник хоть и второй год занимается в кружке, на вопрос о значении слова не сумел ответить.

— Этот термин связан с небесным картографированием, как география и земное картографирование, — приходит на помощь руководитель. — Однако само слово «уранография» сегодня мало кто знает.

Как уранограф создает карту? Географ изображает реальную физическую форму поверхности нашей планеты, небо же так просто изобразить не удается. То, что мы рассматриваем как небо, это вид Вселенной с поверхности Земли. Слушая подобные рассказы, действительно хочется улететь в дальние галактики.

К реальности возвращает призыв руководителя второго курса кружка Ярослава Турилова: — Ребята, прекратите вращать земной шар! Проходим в Малый Звездный зал! Первое занятие начинается с точных сводок. Правда, не с Марса, а с Земли.

— Точное московское время — 17 часов 30 минут, — начинает первое занятие Алексей Сельянов. — Перерыв будет ровно через один астрономический час. Кстати, сколько это? Ребята не подвели и почти хором дали правильный ответ.

Позже Алексей расскажет, что в этом вопросе была своя преподавательская хитрость.

— Во-первых, таким образом можно выявить уровень подготовки и есть ли базовые знания астрономии. Хочу отметить, что хотя этот предмет уже довольно долго не входит в перечень предметов, обязательных к изучению в школе, но все равно уровень знаний ребят не может не радовать.

Хотя, по словам Сельянова, интернет не всегда помогает в изучении астрономии.

— Сейчас очень много непроверенной информации, и еще одна наша задача — показать ребятам, что астрономия — это не только экспедиции, ночевки в палатках и романтика звездного неба, но и вычислительный, умственный труд.
Самих ребят, кажется, столь серьезные задачи вовсе не пугают.

— Мне интересно, какие еще галактики есть, есть ли жизнь на других планетах. Я думаю, что есть: не может быть такого — Вселенная большая, и только на одной планете есть жизнь. Она есть, но как минимум через миллионы световых лет, — говорит шестиклассница Ксения Еванова.

Если Ксюше интересны черные дыры, то Настя Саузина стремится с помощью астрономического кружка раскрыть другую тайну: — На Юпитере есть такое красное пятно, — задумчиво крутит макет самой большой планеты Настя. — Нашла, вот оно показано. На деле это огромный вихрь с молниями внутри. Интересно за ним понаблюдать.

Конечно, за многих решили родители — ведь в средних школах нет курса астрономии. Но дети и сами увлеклись звездами так, что смогли ответить на вопросы научных сотрудников.

— Астрономия — это великая наука, которая позволяет человеку осознать свое место в мире. Поэтому и у современных детей, несмотря на то что они полностью уже погрязли, можно сказать, в компьютерах, в новых технологиях, всегда вызывает интерес звездное небо, оно заставляет задуматься о том, кто ты, — поддерживает исполнительный директор ОАО «Планетарий» Наталья Артюхина.

Теория, практика и даже выезды за город с ночевкой, во время которых дети будут рассматривать настоящее небо.
Впрочем, многие кружковцы кажутся уже подготовленными не хуже экскурсоводов.

Вместе со второкурсником кружка Василием Александровым разглядываем экспозицию Музея Урании.

Поднимаемся на второй этаж, где раньше располагался главный вход в планетарий. Богатую витрину метеоритов облепили ребята первого курса, по очереди рассматривая структуру и минеральные вкрапления камня-пришельца. Другие ребята увлеченно наблюдают за образцами, попавшими к нам с Марса и Луны.

Замечаю, что один метеорит похож на улыбающуюся мордочку. Два камушка поменьше — смотрят глазками, полусферой — улыбаются. Василий, как и положено настоящим астрономам, лишь ухмыляется и скептически замечает: — На деле форма метеорита не имеет большого значения.

Гораздо важнее та информация, которую он может хранить.

Услышав наш разговор, 10-летний Савелий Ильин, первокурсник кружка, разъясняет, почему одни метеориты гладкие, а другие — пористые: — Когда метеорит проходил через атмосферу, он сгорал и гладким становился, а другая сторона, которая ударилась о Землю, раскололась и стала шершавой.

Царство астрономии в звездном доме соседствует с последними достижениями в музейных технологиях, а применение мультимедийного контента прибавило ему популярности среди молодежи. Каждый уголок планетария сопровождают сенсорные планшеты, рассказывающие пытливому посетителю подробности экспозиции.

— Такой же экспонат можно сделать дома самостоятельно. Нужно так поймать луч света, чтобы он отражался на каком-нибудь прозрачном предмете, например на обратной стороне компакт-диска. Можно взять и по-особому его так поставить, — рассказывает Василий.

Первое же занятие заканчивается просмотром полнокупольного фильма о созвездиях. В отличие от большинства современных московских факультативных занятий, для школьников астрономический кружок в планетарии будет бесплатным. Каждый вторник во второй половине дня здесь будут собираться дети, которых, что неудивительно, завораживает бесконечность Вселенной. Вопрос в том, кто из них протянет три, а то и четыре года регулярных занятий. И почти нет сомнений в том, что те, кто дойдет до конца, станут студентами астрономических факультетов, чтобы потом сказать вновь прибывшим кружковцам: — Точное московское время — 17:30. Московский планетарий приветствует вас!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Олег Угольников, преподаватель астрономического кружка планетария, кандидат наук, старший научный сотрудник института космических исследований РАН:

- Я пришел сюда заниматься 28 лет назад, в 1987 году.

И когда пришло время заканчивать астрокружки, у меня родилась мечта, что когда-нибудь я снова вернусь сюда. И вот наконец это произошло. Астрономия — наука действительно удивительная.

Фаина Рублева, научный директор Московского планетария:

- Для того чтобы поступить в наш кружок, ребята показали свои знания, они оказались достаточно обширные. Сейчас редко кто изучает астрономию в школе, чаще всего их знания — это результат саморазвития. Сейчас много книжек, в интернете достаточно информации, и те дети, которые увлеклись, стараются все больше и больше получить информации. К тому же кружки в планетарии — возрождение прекрасной советской традиции.

С 1934 года до самого закрытия планетария на глобальную реконструкцию в 90-х годах занятия посещали будущие конструкторы и космонавты.

Поэтому можно сказать, что мы растим смену, будущее космонавтики!

Справка

Астрономический кружок при Московском планетарии начал свое существование в ноябре 1934 года по инициативе газеты «Пионерская правда». Тогда в стенах планетария собрались два десятка ребят на свое организационное собрание. Первым руководителем кружка был известный популяризатор астрономии Виталий Алексеевич Шишаков. А спустя 13 лет в СССР была открыта астрономическая площадка, которая теперь называется «Парк неба».

 

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.