Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Так говорил Заратустра

Развлечения

[b]– Описанная у Ницше встреча Заратустры с последним Папой Римским в вашем спектакле оказывается встречей с Иоанном Павлом II. Причем за спиной у сидящего в кресле, боком к залу, понтифика стоит аквариум с голым бомжем, который кормит Папу своей кровью – обоих связывают десятки капельниц. Вы специально добивались сходства Папы с Каролем Войтылой?[/b]– Я не старался сделать последнего Папу похожим на Кароля Войтылу, это вышло само собой – а критики теперь не верят. В Польше был страшный скандал. Странная вещь произошла с Каролем Войтылой: этот человек был спортсменом, катался на лыжах, но, став Папой, моментально превратился в согбенного старика. Видно, было что-то, что его согнуло. Я знаю от польских антропософов (впрочем, может, это и вымысел), что Войтыла еще в самом начале своей папской карьеры встретился с группой посвященных в некую тайну – они передали ему сведения, очень опасные для Церкви. Они полагали, что встретят в нем партнера, понимающего необходимость радикальных изменений в институте Церкви – ведь жизнь меняется, а Церковь совсем это не учитывает, – но Войтыла их отверг. Можно сказать, что все бремя ответственности он взял на себя. Может, это было причиной того, что он так быстро превратился в старика.[b]– Может ли современный художник избежать конфликта с религией?[/b]– Нет, не может, но не с религией, а с самим институтом Церкви. Если согласиться с Ницше, что человек лишь средняя стадия между живой и неживой материей и сознательной жизнью, то можно предположить, что весь процесс идет к тому, чтобы сформировался некий духовный абсолют. То есть Бог – это некий код материи и перемены.И лишь человек в своем страхе не позволяет этой перемене произойти… Вы замечали, что все сказки обещают ребенку, что он станет Богом? Созревание можно назвать болезненным компромиссом: выясняется, что ты не Бог, а всего лишь заурядный человек. Я представляю это так: человек, как фикус, растет вверх. В какой-то момент его надо обрезать – чтобы он не перевернулся. Потом недалеко от того места, где обрезали, возникают отростки: люди становятся политиками, бизнесменами, мафиози, путешественниками – стремятся покорить Эверест и т. д. Можно сказать, что все это заменяет рост вверх. Быть может, человек должен пережить это “обрезание”, эту потерю – великую боль осознания, что он не Бог, что он смертен, – чтобы начать к чему-то стремиться.[b]– Что за персонаж в вашем спектакле соединен одной пуповиной с последним Папой Римским?[/b]– У Ницше есть два параллельных текста: встреча Заратустры с Папой и с тем, кто кормит пиявок. В оригинале тот, кто кормит пиявок, – ученый. В XIX веке европейцы сформировали нечто вроде святыни науки. Решили, что человек плох, а наука – это что-то сверх, как религия.Библиотеки, университеты – в рационалистическом мире это заняло место Бога. Значит, с одной стороны Папа, а с другой – ученый, верящий в божественность науки. Это два больных тела, соединенные одной системой кровообращения, а между ними – стена.[b]– Как вы находите своих актеров?[/b]– Я никогда никого не отвергаю. Мне важно понять, почему человек хочет со мной работать. Интуитивно я ищу тех, кто по натуре – мечтатель.Тех, кто хочет чуть большего, чем просто актерство. Будь прежде всего человеком, а потом уже актером – это для меня главное. Как мы работаем? Каждый раз ищем метод работы внутри самого текста. Раз и навсегда придуманный метод кажется мне чем-то фальшивым. Так же, как раз и навсегда закрепленные тренинги – человек при этом механизируется, теряет конкретную цель и воображение. Так что каждая работа для меня начинается с нуля. Важно, чтобы воображение актера сохраняло некую дистанцию с текстом – то, что я себе представляю, не может полностью совпадать с текстом, иначе я стану просто иллюстратором. Персонаж не обязательно будет формироваться так, как ты хочешь, – у него есть своя воля, свои мечты. Танцуй со своим персонажем, ходи с ним на прогулку, в лес, ложись на землю, катайся по траве – и в какой-то момент ты его почувствуешь.[b]– Каковы ваши планы после “Фабрики”, вашей последней премьеры?[/b]– Мы взялись за очень странный текст – на него нас спровоцировала “Фабрика”. Существует такая проблема – назовем это проблемой личности человека ХХ и ХХI века.Моя личность – что-то вроде верхней одежды. Я ношу ее и хочу носить и дальше, но одновременно я мечтаю выйти за еерамки. Вот об этом выходе за пределы своей личности мы попробуем рассказать на примере трех культовых персонажей: Георгия Гурджиева, Мерилин Монро и Симона Вайля.[b]– Будущей весной в Салониках вы получите одну из самых престижных европейских премий – “Европа – театру”. Как вы относитесь к премиям, к успеху?[/b]– Успех нужен. Он дает не только удовлетворение, но и свободу в дальнейшей работе. Можно сказать так: ты должен достичь успеха, чтобы потом спокойно все это отбросить. За премиями и успехом кроется много опасностей – все то, что связано с тщеславием. Не хочу делать вид, что я от всего этого свободен. Но я в таких случаях вспоминаю Томаса Бернхарда. Он резко отвергал награды – не из скромности, а из-за опасения, что инстанция, дающая премию, как бы покупает его.Бернхард однажды высказался очень резко: “Когда я получаю премию, у меня такое чувство, будто кто-то нас..ал мне на голову!” Я тоже это ощущаю – ощущаю, что когда тебя как-то выделяют, это некое унижение. И все же я предпочитаю получать премии, а не проваливаться![b]– В “Заратустре” есть ослепительно красивые сцены. Даже если зритель ничего не понимает в философии, в начале этих сцен он охает: “Как красиво!” Но таких уступок зрителям вы делаете ничтожно мало. Вы совсем от них не зависите?[/b]– Когда я брался за эту тему, я понимал, что начинаю что-то опасное. У меня всегда есть конфронтация с залом и испуг, что не поймут. Скажу так: нравственность, мораль артиста в том, чтобы делать то, что для тебя правдиво. А потом уже радоваться или страдать в зависимости от того, принимают или нет. Но нельзя начинать работу, с ходу думая об успехе.[b]– Сейчас такой бум вокруг изобразительного искусства – гораздо больший, чем вокруг театра.[/b]– Я рад, что это происходит. Но думаю, что скоро придет время и для театра. По-моему, это уже начинается – театр снова входит в моду. В Польше уже есть люди, которые носом чувствуют приближение чего-то нового.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.